Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Общество28 октября 2014 10:00

Кыргызстан - страна коррупционеров и журналистов

Почему президент Алмазбек Атамбаев поставил знак равенства между казнокрадами и работниками средств массовой информации?
Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

Фото: Султан ДОСАЛИЕВ

Слово опаснее пистолета

Прежде всего, нужно успокоить обидевшихся коллег - конечно, глава государства ни в коем случае не намеревался бросить тень на журналистов. Помните видеозапись его задержания перед 7 апреля 2010 года, когда он, один из лидеров антибакиевской оппозиции, говорил на камеру, что готов попрощаться с жизнью и лишь просил ничего не делать с его родными? Рядом с будущим президентом тогда были только его адвокат и директор бишкекского бюро Радио «Азаттык» Кубат Оторбаев.

Здравый смысл подсказывает, что Алмазбек Атамбаев совсем не хотел очернять одним махом сотрудников всех кыргызстанских СМИ. Тем более, несмотря на его начитанность и эрудированность, президент наш, чего скрывать, - далеко не идеальный оратор. И пусть эта филиппика, в которой проскользнула неудачная параллель между коррупционерами и журналистами, якобы одинаково портящими имидж Кыргызстана, останется на совести автора, потому что было бы глупо сейчас заниматься отбеливанием лидера страны за его высказывания - для этого, в конце концов, существует пресс-служба президента.

Но то, что в нашем профессиональном цехе не все так благополучно, мы прекрасно знаем и сами. Знаем, что есть среди нас информационные киллеры, есть беспринципные дельцы черного политпиара, есть журналисты-вымогатели, есть любители покопаться в чужом белье среди бульварной прессы, есть подстрекатели и провокаторы. Однако не надо забывать, что за любую «музыку» кто-то платит, и пока это будет возможно, всегда будут существовать и две журналистики, так что до душевного комфорта и спокойствия за имидж Кыргызстана еще очень далеко - и президенту, и всем остальным.

Сапожники без сапог

Почему у нас в Кыргызстане открыть газету стало легче, чем какой-нибудь торговый павильон - разве это правильно? И мы еще удивляемся деградации прессы. Конечно, свободу печати никто не отменял, и как журналисты мы должны ее первыми защищать. Но ведь регулировать свой рынок мы тоже имеем право. Поясню на простом и понятном многим коллегам примере. Вот скоро у нас парламентские выборы. Мы же знаем, как в это время откуда ни возьмись всплывут никому не известные газетенки с экзотическими названиями, которые начнут работать со скоростью «взбесившегося принтера», выпускаясь 100-тысячными - и это как минимум! - тиражами. Я молчу уже о том, что в выходных данных будет, конечно, указываться количество экземпляров куда скромнее - чуть ли не по 5, ну, может, по 10 тысяч от силы. Скажите мне - чьи это газеты? Естественно, это карманные издания самих партийных лидеров или каких-то левых людей, которые держат эти газеты в «спящем» режиме от выборов до выборов. И мы не должны быть согласны с таким порядком вещей, потому что это неправильно и несправедливо. Неправильно, потому что умышленное занижение тиража означает грубейшее нарушение Кодекса о выборах в части требований по прозрачному расходованию средств предвыборного фонда партий, это уход от налогов, это недобросовестная конкуренция. Несправедливо, потому что такие заказы должны получать только постоянно действующие газеты, и это должно восприниматься как справедливая плата за их законопослушность и их вклад в социальную функцию прессы по информированию общества и защиты интересов населения.

Бедные и не гордые!

Этим летом я участвовал в одном журналистском круглом столе, где собрались представители СМИ со всех областей республики. В одном из групповых обсуждений было человек 20. А это значит, что они представляли 20 редакций отечественных масс-медиа. И перед началом нашей дискуссии я задал всем простой короткий вопрос: «Кто при приеме в редакцию заключал контракт?». Оказалось, что ни один (!) из присутствующих коллег не подписывал самого важного и основополагающего документа, который регулирует взаимоотношения сотрудника и работодателя, а также прописывает права и обязанности сторон.

Почему наши журналисты не знают своих прав, а если и знают, то не борются за них? Почему так получается, что добросовестные журналисты Кыргызстана, денно и нощно защищающие права всех граждан, причем делая это за мизерную зарплату, и в снег и в зной, не доедая, не досыпая, еще и рискуя вступать в конфликты с могущественными чиновниками, силовиками, бандитами и бизнесменами, честно и самоотверженно выполняя свою миссию «цепных псов демократии», сами находятся в положении безропотных рабов и дешевой рабочей силы для «хозяев жизни»?

Кто из журналистов может самостоятельно на свою голую зарплату купить собственное жилье? Кто гарантированно получает выплаты за сверхурочную работу? Кто получает от своих редакций компенсацию за транспортные расходы или за сотовую связь? Все ли редакции предоставляют юридическую защиту, если на их сотрудников подали в суд? Мы все знаем, что в журналистской профессии очень много женщин. Как обстоят у них дела с декретными отпусками, с больничными по уходу за ребенком? Как вообще обстоят дела с обычными больничными? Или они ходят на работу на последнем издыхании, потому что им никто и не собирается оплачивать временную нетрудоспособность? Да, среди СМИ Кыргызстана есть и относительно положительные примеры, но в целом ситуация очень плачевная.

Журналисты КР: больше трех не собираться

Глупо даже спрашивать, где у нас в Бишкеке находится Союз кинематографистов, потому что все знают - в прекрасном здании Дома кино, где кипит творческая жизнь актеров, режиссеров, операторов и сценаристов. Все знают, где расположены и Союз художников, Союз композиторов - это также красивые особняки в центре Бишкека. Пусть где-то ремонт получше, где-то похуже, но, тем не менее, и у художников, и у музыкантов есть свои родные дома, где они могут собираться, проводить встречи, устраивать конкурсы, выставки.

А где Союз журналистов? Почему мы вдруг стали как бездомные собаки? Понятно, что у сотрудников СМИ есть родные стены их редакций. Но так ведь и у работников кино есть личные офисы, у художников - свои мастерские, у композиторов - отдельные студии? Где наш общий дом? Куда мы могли бы приходить, чтобы вместе что-то делать, рождать идеи и реализовывать их? Проводить свои мероприятия, награждать лучших и достойных коллег? Да и не только и не столько в недвижимости дело!

Где Союз журналистов как организация? Как профессиональное объединение, которое сконцентрировало бы в себе все проблемы, требующие безотлагательных решений. А ведь проблем у нас много, как мы все знаем, и заключаются они не только в упреках президента. Почему мы не слышим голоса Союза, когда власти принимают законы, ограничивающие свободу слова и печати? Почему Союз трусливо молчал, когда власти подвергали гонениям опальных журналистов, когда покушались на их физическую безопасность и даже убивали их, когда закрывали газеты, отбирали телекомпании, перекрывали доступ в радиоэфир, блокировали сайты, вынуждали наших коллег искать политического убежища за рубежом?

А ведь формально Союз журналистов существует! И даже подает признаки жизни. Правда, не те, которые ждет наше медиа-сообщество. Председатель СЖ ездит от имени журналистов Кыргызстана по всяким важным международным мероприятиям, это я слышал от него сам. Другие говорят, что никому не ведомый Союз получает гранты. Но в это я, привыкший критически мыслить, не верю. Потому что какой дурак, извините, будет финансировать организацию, ничем не занимающуюся? Тем более проверить, что она действительно ничем не занимается - раз плюнуть!

Почем правда?

Необходимость объединения журналистов давно назрела. И вы знаете, я даже рад оплошной оговорке президента, потому что она стала хорошим поводом задуматься работникам СМИ над состоянием дел в нашей сфере. Все мы хотим жить в благополучной и стабильной стране, но такой она может стать только тогда, когда мы закончим с повальным воровством. И роль свободной, независимой прессы в антикоррупционной борьбе заменить ничто не в состоянии. А для этого нам, журналистам, нужно навести порядок среди самих себя. Главное, чтобы государство в этом деле стало для нас партнером, а не врагом.

Государство само никогда не победит коррупцию, потому что коррупция - это производное от самого государства. Это как в бородатой шутке «Пчелы против меда». Но и СМИ сами этого не добьются, потому что, как ни горько это сознавать, в сегодняшних реалиях купить журналистов не составляет никакого труда. И превратить прессу в подконтрольную коррупционной власти структуру - тоже не проблема. А где нельзя решить деньгами, можно действовать силой, что чуть было не получилось у депутатов ЖК, которые недавно хотели ввести уголовное наказание для журналистов за обвинение чиновников в коррупции. Но, как говорится, еще не вечер...

Забавно, но, готовя эту статью, я на скорую руку промониторил интернет и нашел в архиве информагентства «K-News» давнюю заметку, датированную 20 января 2012 года, в которой были процитированы мои слова на одной из медиа-конференций: «Азамат Тынаев предрек политические изменения в стране, которые повлияют на положение журналистов: «Я вижу угрозу в будущем. Журналистам нужна защита, чтобы устоять перед очередным натиском власти, которая укрепляется невообразимыми темпами». Очень хотелось бы, чтобы на этот раз я ошибся, а насторожившее всех коллег последнее заявление президента не было бы знаком начавшегося давления на СМИ и дискредитации ее роли в обществе.