Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Политика22 октября 2014 5:00

Экономика vs экология: золотые или ледовые слитки?

Участники Клуба экологической журналистики обсудили принятый парламентом и отправленный президентом на доработку закон «О ледниках»
Эксперты сошлись во мнении, что влияние «Кумтора» на ледник Давыдова - минимальное. Фото: Ирина ЧИСТЯКОВА

Эксперты сошлись во мнении, что влияние «Кумтора» на ледник Давыдова - минимальное. Фото: Ирина ЧИСТЯКОВА

Согласители с законом не согласны

О результатах этой работы нам стало известно еще в начале сентября. Тогда в интервью «Комсомольской правде» член рабочей группы по выработке предложений по закону Кыргызской Республики «О ледниках», начальник информационно-аналитического центра Госкомитета КР по водному хозяйству и мелиорации Екатерина Сахваева сообщила о двух вариантах, которые после долгих споров и обсуждений поддержала согласительная комиссия. Один из них - доработать представленный закон «О ледниках» с учетом всех замечаний и с уклоном проведения инвентаризации, научных исследований и ведения каталогов. При этом предлагается смягчить статью 6 закона, запрещающую любую, негативно влияющую на ледники деятельность. Исключением должны стать отнесенные к стратегическим объектам месторождения, в случае, если их воздействие на ледовые массы неизбежно.

Второй путь - вообще отказаться от принятия нового закона за ненадобностью. И именно к этому варианту склоняются члены согласительной комиссии. Зачем изобретать велосипед, когда целый свод правил прописан в Водном кодексе КР? Действующее на протяжении 20 лет законодательство уже запрещает деятельность, отрицательно влияющую на состояние ледников. Сегодня достаточно поддержать разработанный Минсельхозом проект закона о внесении дополнений и изменений в документ о водных ресурсах.

Более того, предложенный депутатами законопроект, по мнению экспертов, является нерабочим, поскольку ресурс, на который направлено его действие, слабо изучен. И от таяния ледников закон не спасет - нет реальных механизмов сохранения и защиты природного достояния.

- Главный вывод, к которому пришла рабочая группа, - деградация ледников в Кыргызстане напрямую связана с глобальными изменениями климата. Этот длительный, измеряющийся десятилетиями процесс невозможно остановить силами одной маленькой республики, необходимо принимать меры планетарного масштаба по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, - подчеркнула на встрече участников Клуба экологической журналистики Екатерина Сахваева. - Мы привычно киваем в сторону «Кумтора», рассуждая о его губительном воздействии на природный ресурс, но что такое один ледник Давыдова против уже исчезнувших из-за глобального потепления двух тысяч ледяных глыб?

Во время обсуждений парламентского закона члены согласительной комиссии также выработали отдельные предложения. В частности, специалисты предложили принять закон об установлении размера платы за пользование водой как природного ресурса (в наших водных ресурсах заинтересованы практически все государства Центральной Азии, но они не платят ни копейки) и предусмотреть отчисления части средств на проведение полноценного мониторинга всех ледников. А не только пресловутого ледника Давыдова, деньги на изучение которого, к слову, выделяются тем же «Кумтором».

А еще эксперты напомнили о необходимости развития реформ водного сектора, как вариант - создания отдельного агентства водных ресурсов при правительстве КР и межведомственной рабочей группы по инвентаризации законодательной базы. Внести изменения в отраслевое законодательство для исключения имеющихся противоречий необходимо. Ведомственная разобщенность, когда, по сути, один общий, но масштабный вопрос растащен по разным госструктурам, - это реалии нашего дня. Но без гармонизации нормативно-правовой базы далеко не уплывешь.

Де-юре - экология, де-факто - политическая игра

Примечательно, что когда еще в светлой голове разработчиков закона «О ледниках» зарождалась эта идея, институт водных проблем и гидроэнергетики НАН КР подверг депутатскую инициативу резкой критике.

- При разработке документа создатели законопроекта наших специалистов не приглашали. От имени института мы писали письма, где выступали против принятия нового закона - при необходимости дополнения можно внести в уже существующий Водный кодекс. А то сегодня примем закон «О ледниках», завтра - о снеге, послезавтра - о дожде. Но ведь это абсурд! Ледники тают из-за антропогенных факторов и климатического влияния, и мы не в силах этому противостоять - можем только наблюдать, исследовать и адаптироваться к изменениям, - эмоционален в своих высказываниях директор института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Дюшен Маматканов. - Очевидно, что документ разрабатывался исключительно в политических целях, чтобы оказать давление на «Кумтор».

Что важнее для Кыргызстана - золото или лед? Ответ на этот вопрос кажется эксперту очевидным, в отличие от наших законотворцев. Позиция самого главы государства по этой проблеме, к слову, тоже предельно ясна. Как неоднократно повторял Алмазбек Атамбаев, нам в первую очередь нужно поднимать экономику. А она у нас, как известно, дышит на ладан и до сих пор не пошла ко дну только благодаря крупнейшему в Центральной Азии золотодобывающему предприятию.

- Наше агентство не против сохранения ледников, но к этому вопросу нужно подходить разумно, с учетом экономических интересов страны и народа, - высказался на заседании Клуба экологической журналистики главный специалист отдела правового обеспечения Госагентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве КР Элдияр Муканов. - Горная промышленность формирует львиную долю бюджета, за счет «Кумтора» содержится практически весь социальный сектор. Принятие закона, по сути, парализует стратегическую отрасль: приведет к уходу ключевого партнера, что, в свою очередь, пробьет брешь в бюджете страны и поставит под сомнение запуск других объектов - Джеруя и Бозымчака. Нужно помнить и то, что ледник Давыдова на Кумторе движется естественным образом, и сохраняется угроза обрушения борта карьера. Если остановить работы, которые компания проводит последние два года, срезая наползающую ледовую массу, ледник накроет карьер. Тогда произойдет катастрофа вселенского масштаба: объект будет заморожен на 10 лет в прямом и переносном смысле.

Что касается разговоров о подземной разработке месторождения, на которую «Кумтору» милостиво разрешили перейти, то и тут мнения экспертов не совпадают с умозаключениями нардепов. Негативное влияние от производственной деятельности предприятия на ледники сохранится даже при таком сценарии. Кроме того, в сравнении с открытым способом добычи золота, подземная разработка обходится в разы дороже. А вынужденный простой рудника в связи с переходом на новую технологию и снижение прибыли самого золотодобытчика опять-таки больно ударит по бюджету страны. По подсчетам экспертов, из-за запрета на проведение вскрышных работ на кумторовском месторождении Кыргызстан может потерять до 74 % поступлений!

Много и других доводов и фактов приводили члены согласительной комиссии против принятия закона «О ледниках», грозящего остановкой крупнейшего горнодобывающего предприятия. Напоминали о том, как четко отлажена работа канадской компании - с соблюдением всех международных требований и строгим согласованием каждого следующего шага с государственными структурами, что вовсе не гарантирует приход нового инвестора. Говорили, что нельзя менять коней на переправе: ни экономика, ни инвестиционная привлекательность республики от этого не выиграют. Что если уж и настаивать на остановке горнопромышленного гиганта принципиально, тогда надо бы найти иные источники пополнения бюджета. Есть ли по этому поводу у инициаторов закона какие-то соображения? Нет.

Надежда на то, что депутаты парламента услышат и примут доводы экспертной группы, еще теплится - до конца осени Жогорку Кенеш должен принять по кумторовскому вопросу окончательное решение. Хочется верить, оно будет правильным. И эра ледникового периода, в которую, по всей видимости, с наступлением холодов погрузится энергетический сектор страны, не заморозит хотя бы экономику.

Есть мнение

«Закон отпугнет инвесторов и туристов»

- Одна из причин, почему президент отправил на доработку закон «О ледниках», - это высокая вероятность отпугнуть потенциальных инвесторов, готовых работать в нашей стране и вкладывать в экономику Кыргызстана деньги, - считает гляциолог Рыскул Усубалиев. - Есть и другие пробелы. Например, в документе не определены границы ледовых масс. В зоне ледников могут располагаться горнолыжные базы, но закон запрещает любую хозяйственную деятельность, значит, горный туризм тоже окажется под угрозой.

По словам эксперта, актуальная проблема сегодняшнего дня - отсутствие денег на экологические исследования. В обучение специалистов (сегодня ни один вуз не готовит гляциологов и гидрологов), изучение в комплексе факторов, влияющих на таяние ледников, в мониторинг нужно вкладывать средства. Вот что гораздо важнее написания «мертвых» законов.