Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
В мире18 октября 2014 21:10

Старушка-Европа сама себе выстрелила в ногу и теперь с трудом волочит ее...

Путевые заметки из заграницы, страдающей от глупых санкций и ностальгии по "русской душе"
Максим БОБРОВ
Максим Бобров (в центре) копит новые записки для своего блокнота

Максим Бобров (в центре) копит новые записки для своего блокнота

«Нелегкая журналистская судьба занесла его в …» Далее обычно следовало «…Париж, Лондон, Берлин, Прагу, Будапешт…»

Такая бытовала шутка в нашем цехе в советские времена. И в Болгарию-то поехать было большой удачей.

Мне за почти 20 лет работы на телевидении довелось поколесить по Европе уже в новое «Время», корреспондентом этой программы.

Пал железный занавес, рухнула Берлинская стена. Помню ту эйфорию. Сначала у восточных немцев, потом у восточных европейцев.

Теперь заживем, в единой процветающей Европе. А сейчас все чаще и всерьез опасаются: как бы ЕС не треснул по швам.

Украинский кризис, как яблоко раздора. В экономике дела не ахти, борьба за рынки, а тут, явно в ущерб себе, санкции против России.

Оно им надо? Кому выгодно? И каково выходцам из советского блока в новом блочном европейском доме?

Делюсь с вами самыми свежими, октябрьскими впечатлениями.

Наши герои – простые и совсем не простые венгры, чехи, немцы и русские европейцы...

Сейчас все чаще и всерьез опасаются: как бы ЕС не треснул по швам. Фото: Михаил БОБРОВ

Сейчас все чаще и всерьез опасаются: как бы ЕС не треснул по швам. Фото: Михаил БОБРОВ

ВЫСТРЕЛ В НОГУ или «ПУТИН НИХТ СПАТЬ!»

«Как это по-русски? МуССкат…Хмм…»

Морщинистый, приземистый, улыбка с хитрецой. Нахваливает домашнее винцо. А мёд какой, орехи, ой-ой… Есть чем побаловать русского туриста…

«Русский хороший. Немец жадный. Марка ту марка, пфенниг ту пфенниг, ойро ту ойро…»

Наш знакомый Ласло помнит и Дойч-Марки, и Пфенниги (копейки немецкие). Теперь вот ойро, то бишь евро. Венгерский Форинт лихорадит. Но его личная валюта чем старше, тем крепче. МуШкатай (Мускат, по-нашему)

«Натураль, нихт косметик. В маркет не ходить. Там косметик, нот гут…»

Он говорит на забавном наречии из венгерских, немецких, русских слов. Житель Хевиза (знаменитый термальный курорт) с удовольствием ностальгирует. Он ведь родом еще из советской Венгрии…

«Папашка работал кочегар, советская база Шармеллек, авионика… Руссише пилоте квалификат… МИГ самолет …УУУ…»

Даже руками замахал, вспоминая, как мальчишкой с замиранием сердца внимал полётам русских ассов…Ушли русские танки, пришли немецкие банки, шутят венгры. Огромный внешний долг, дороговизна, проблемы с рождаемостью. Венгрия словно очнулась – есть не только Запад, есть еще Восток. Русские идут! В 56-м говорили со страхом, теперь, похоже, с надеждой. Тамара родом с Сахалина, но уже лет пятнадцать, как в Будапеште

«Русские идут!» сейчас по-другому совсем воспринимается, на ура! Потому что где русские, там доход, там хороший оборот…»

Муж Тамары Фредерик – из Германии. Берега Дуная их повенчали. Известный «кризисный менеджер» жил и работал по всему миру. Для Венгрии у Фредерика свой антикризисный рецепт

«Экономические связи с Россией. Это намного выгодней, чем продавать что-нибудь в Европе… Санкции – большая ошибка…»

В 45-м русские и немцы убивали друг друга в битве за Будапешт. А сегодня Фредерик и Тамара открыли здесь музей венгерской истории – в знак признательности стране, что их соединила. Экскурсовод – Лариса. Сибирячка, но Венгрия давно стала второй Родиной

"Даже руками замахал, вспоминая, как мальчишкой с замиранием сердца внимал полётам русских ассов". Фото: Максим БОБРОВ

"Даже руками замахал, вспоминая, как мальчишкой с замиранием сердца внимал полётам русских ассов". Фото: Максим БОБРОВ

«Мы всегда ходим девятого мая к нашим солдатам, к памятникам. Венгров очень много, не только пожилых, молодые идут…»

Надгробья воинов-освободителей. Наши реставраторы и венгерские воссоздают их вместе. Монумент в Секешфехерваре. Когда прошел слух, что памятник убирают, венгры возмутились. Имре – единственный венгр, что окончил Пограничное училище в Алма-Ате, еще в Советском Союзе

«Не надо трогать памятники солдатам-освободителям! Нельзя! Это наша история. Мы с ней жили, хотим и дальше жить…»

Уникальный православный собор Будапешта. Сюда приходят русские, венгры, сербы, греки, грузины. Все говорят – тяжелые времена. Отец Дмитрий Корнилов – настоятель прихода святой Троицы

«Венгрия переживает большой кризис. Люди озлоблены. И, конечно, находят утешение в Церкви»

Наши батюшки в Будапеште замечают: все больше людей, этнически не православных, находит духовную опору именно в русской традиции. Вот и Фредерик, муж Тамары и наш немецкий друг, принял православие… Русские храмы и памятники, русские туристы, русский газ. Венгры помнят, как вставали заводы и мерзли дома, когда Киев отбирал топливо, предназначенное Европе. «Южный поток» встретили в штыки, но потом объявили проектом особой важности. Виктор Орбан, венгерский премьер, воюет за независимость уже не с Москвой – с Брюсселем. Орбан в пух и прах разнес западные санкции. Мол, натуральное членовредительство

«В политике это называется выстрелить себе в ногу… Эти санкции приносят больше ущерба нам, чем русским…»

Зовите меня Катя, просит Каталин. Русский она знает с детства – родители работали в Москве. «Великий и могучий» сегодня кормит венгерскую певицу. За окнами уютного ресторана – холодное дыхание кризиса. Другая Каталин тоже не в обиде, когда Катей величают. Гид-переводчик. Переживает, что русских в этом году заметно меньше. А ведь почти половина была в том же Хевизе. Вот и Ласло со свои «Мушкатаем» загрустил. На прощание произносит тост за русских. И даёт свою, крестьянскую характеристику тому, что называют возвращением России на лидирующие позиции в мире…

«Ельцин выпил – спать… Путин нихт спать… КГБ нихт спать…»

Карловы Вары. Еще один русский курорт Европы. Русская речь всюду. Почти вся наружная реклама на русском. Чехи даже жалуются, мол, всё на кириллице. Но вот чтобы с памятниками воевать, как на Украине… Никому в голову не приходит. Карл Маркс. Томаш Масарик, первый президент Чехословакии (и никого не смущает, что в камне – вылитый Ильич). Юрий Гагарин. Все стоят себе спокойно. Точнее, Маркс, сидит, хоть и памятник, через дорогу от российского консульства. Пару раз приходили сюда пикетчики, недовольные позицией Москвы по Украине. Скакали, как заведено. Словно по свистку сворачивали лавочку, видимо, отработав почасовой тариф. В частных беседах наши дипломаты дают понять: на человеческом уровне с украинскими коллегами всё по-прежнему, никаких проблем…

Карловы Вары. Еще один русский курорт Европы. Русская речь всюду. Фото: Максим БОБРОВ

Карловы Вары. Еще один русский курорт Европы. Русская речь всюду. Фото: Максим БОБРОВ

«Они к нам на приёмы ходят, мы к ним. Украинцы признаются: сами не рады той истерии, что сейчас в Киеве. Но они ж люди подневольные…»

К слову, знают ли на Украине, откуда пошло «Кто не скачет, тот…»? Оказывается, плагиат с чешской фанатской «кричалки». «Кто не скачет, тот не чех», так в оригинале, еще задолго до всяких Майданов. Вот только скакать в ритме санкций чехи, похоже, не готовы. Санкции – глупость, говорят что таксист, что массажист, что президент страны Милош Земан

«Надо отменить санкции. Они не только не приносят пользы, но и вызывают обратный эффект, мешают диалогу...»

Еще категоричней высказался бывший президент Чехии Вацлав Клаус, в симпатиях к России незамеченный. Украине нужен раздел, по примеру чехословацкого, уверен Клаус. Увы, такого бархатного развода ждать уже не приходится…

Валерий приехал на воды в отпуск из Черкасс, с центральной Украины. Познакомились, когда он фотографировал памятник Петру Великому (и на этот монумент, представьте, никто не посягает). Больше двадцати лет Валера ходил моряком, жил во Владивостоке. Весь, как открытая рана, когда речь о войне в Донбассе. Как разделить русского и украинца в себе? Вспоминает Великую Отечественную

«В Черкассах бои были страшные, кровавые в 43-м. И местные ребята, пацаны совсем, почти все полегли, из ста один выживал. И кто мне может приказать 9-мая не отмечать? Бред всё это. Будем праздновать всегда…»

Мы с ним обнимаемся напоследок. Без слов, глазами обещаем друг другу: будем вместе, не разделить нас, пока жива память о Победе, пока празднуем 9-е мая…

…Карловы Вары, по-немецки Карлсбад. Дома - дворцы, как в Вене или Будапеште. Смесь имперского с провинциальным. Целебные источники. С начала 90-х щедро потекли сюда российские инвестиции. На горячих ключах деньги били ключом, и монеты ковали, пока горячо. За всем этим лоском – наши капиталы. Гостиница «Московский дворик», «Гастрономы» с нашей едой. Правда, русскую еду, оказывается, делают в Германии. Все смешалось в этом Европейском Вавилоне. Глобализация. В продуктовом магазине в Чехии помидоры из Голландии, без вкуса и запаха. Мой хороший знакомый едет много километров, чтобы купить у словацких фермеров. У них и дешевле, и вкуснее. «Помидора Помидорой пахнет», сказали бы у нас на Кубани. Венгры всегда продавали полякам перец, те же томаты, а покупали картошку. Теперь часто наоборот. Чего ради? Вопрос к Брюсселю. А там про квоты, про евростандарты, про общий рынок. Один венгерский знакомый признался мне

На памятник Петру Великому, представьте, никто не посягает! Фото: Максим БОБРОВ

На памятник Петру Великому, представьте, никто не посягает! Фото: Максим БОБРОВ

«Раньше мы были очарованы. Ещё бы – Европейский общий дом. А потом поняли. Есть пентхаус Старшего по дому. Есть апартаменты люкс. А есть дворницкая, есть место вахтера. Так вот мы дворники и вахтеры…»

«Дворники и вахтеры» и живут, и работают вместе. В греческих ресторанах унылые стажеры-официанты из Латвии и Польши, для которых эта кухня, вся эта культура чужая. А тут еще русских обслуживать. В тарелку, конечно, не плюнут, но и не улыбнутся лишний раз…Вдруг появляется местный официант, и всё оживает. Он и пошутит, и подскажет. Туристы вкушают национальный колорит, за этим ведь и приезжали…

…Она и так не быстро бежала, старушка Европа, а теперь и вовсе волочит ногу, в которую, по выражению венгерского премьера, сама же и выстрелила. Поляки раздают яблоки, испанцы показательно гноят помидоры и виноград, итальянцы готовят иск к ЕС, киприоты и греки тоскуют по щедрым русским чаевым. Крупный бизнес в Германии ясно дал понять фрау канцлер: Россия слишком большой рынок, чтобы его терять. Меркель бичуют и справа, и слева. Сара Вагенкнехт, звезда левых, «политическая внучка Эрнста Тельмана»

«Санкции могут сильно навредить и немецкой, и европейской экономике. В то время как американские нефтяные и газовые концерны смеются и потирают руки. Мир и безопасность в Европе невозможны без России. И тем более, против России…»

Русские… Европейцы… Русские европейцы.. Сергей родом из Казахстана, потом Урал, теперь вот маленький уютный городок под Варами. Он пивовар, преуспевший не где-нибудь, а в самых пивных странах – Чехии и Германии. Почему не в России? В том то и дело, что пробиться на наш рынок труднее, чем на европейский…

… Может, санкции как раз вовремя и нам же на пользу? Для России чем не вызов? Не в смысле конфронтации. В плане развития собственного производства. Главное, как говорил мудрый крестьянин Ласло, нам самим «Нихт спать!»