Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика20 октября 2014 9:35

Почему в России дорожает бензин

И есть ли дефицит топлива на заправках
Алексей КУЗНЕЦОВ
По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в нашей стране подросла на 8,6%.

По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в нашей стране подросла на 8,6%.

Фото: Евгения ГУСЕВА

По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в нашей стране подросла на 8,6%. Для сравнения, официальная инфляция составляет всего 6,7%, а акцизы в этом году подросли на 3,2%. На столичных заправках АИ-95 продается уже в среднем по 35 рублей за литр. Почему горючее растет в цене опережающими темпами? Откуда возникает дефицит топлива в тех или иных регионах? И почему, если цена на нефть падает, бензин все равно дорожает?

СИТУАЦИЯ С ТОПЛИВОМ СТАБИЛЬНА

На днях в Минэнерго прошло очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. На нем чиновники, эксперты и участники рынка пришли к единому выводу.

«Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, предприятия нефтепродукто­обеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы превышают нормативный показатель в 10 суток», - говорится в официальном сообщении Минэнерго.

Тем не менее в некоторых регионах страны проблемы с поставками бензина все же появились. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке на перебои с получением топлива жаловались независимые АЗС. В нефтяных компаниях нехватку горючего объяснили ремонтами на ряде основных НПЗ региона, а также особенностями работы независимых игроков рынка.

- Независимые АЗС нацелены на максимизацию прибыли, поэтому не заключают долгосрочных контрактов с нефтяными компаниями, - пояснил «КП» источник в отрасли. - И, как следствие, не могут претендовать на гарантированные поставки, обеспеченные контрактами. Естественно, в периоды ажиотажного спроса они требуют от заводов дополнительных поставок. Но в ряде случаев это физически невозможно в силу сложной структуры планирования в вертикально интегрированной компании.

При этом крупнейшие игроки рынка, в том числе «Роснефть» и «Газпром нефть», по мере возможности стараются отпускать топливо для независимых участников рынка вне квот. А также полностью обеспечивают бензином собственные сети АЗС.

СПЕКУЛЯНТЫ И «САМОВАРЫ»

Как говорят эксперты, проблема усугубляется тем, что, как только на рынке топлива возникает хоть небольшой дефицит, этим начинают пользоваться биржевые спекулянты. Они ограничивают доступ к продукту конечных потребителей. И это приводит к росту цен на топливо.

Каким образом исправить сложившуюся ситуацию в долгосрочной перспективе? Как не допускать новых проблем с топливообеспечением и удерживать цены? По словам экспертов, на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые трейдерами-перепродавцами. Поэтому необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов на бирже, исключив возможность проведения спекулятивных операций, а также обеспечить выполнение всеми производителями нормативов минимальных продаж.

К примеру, все вертикально интегрированные нефтяные компании (как «Роснефть» и «Газпром нефть»), которые занимают доминирующее положение на рынке, выполняют и даже перевыполняют нормативы. Это на заседании штаба Минэнерго подтвердил представитель биржи. При этом другие производители этого не делают, поскольку на них нормативные требования не распространяются.

Еще одна важная проблема отрасли - нелегальная переработка. «Левые» НПЗ в отрасли называют «самоварами». Они производят бензины на нефтебазах в регионах. При этом общая доля суррогата оценивается от 10 до 20%. По мнению экспертов, если бы данный продукт перерабатывался должным образом и поставлялся на рынок, а новые легальные игроки были бы законодательно обязаны поставлять квоты продукции на биржу, то риск возникновения сезонных проблем с поставками топлива был бы минимизирован.

ЦЕНЫ ПОЙДУТ ВНИЗ?

По данным Росстата, в январе - июле этого года в стране произвели 22,05 млн. тонн автобензинов (на экспорт ушло 2,9 млн. тонн) и 44,92 млн. тонн дизельного топлива (экспорт составил 28,73 млн. тонн). При этом крупные российские нефтяные компании работают всецело на удовлетворение нужд внутреннего рынка. Объем экспортированного ими бензина не превышает и 4% от всего произведенного.

При этом есть и хорошие новости для автолюбителей. По информации ЗАО «СПбМТСБ», сейчас торги на бирже проходят в штатном режиме, наблюдается тенденция к снижению цен. Поэтому есть вероятность, что в ближайшее время это может отразиться и на ценниках на стелах АЗС. Тем более что этому способствует и ситуация на мировом рынке. Цена на нефть за последние несколько месяцев резко упала - со $114 за баррель в июне до $87 сейчас.