Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Туризм16 октября 2014 7:00

Семь яхт, полсотни мужчин и 11 девушек

Почему стоит присоединиться к миллионам поклонников самой популярной в мире кругосветной парусной регатой Volvo Ocean Race. Она только что стартовала из Испании, до ближайшей остановки в Южной Африке еще три недели. До конца всей гонки - 9 месяцев [фото]
Вокруг света за девять месяцев. Регата только началась, впереди - целый мир, 38 тысяч морских миль. Фото: Matt Knighton/Volvo Ocean Race.

Вокруг света за девять месяцев. Регата только началась, впереди - целый мир, 38 тысяч морских миль. Фото: Matt Knighton/Volvo Ocean Race.

Теперь я знаю, как это невыносим грустно - провожать людей на год в море. Даже если люди тебе вовсе не родные и даже не близкие друзья. И в океан они идут на новеньких современных яхтах, и Интернет у них есть, и GPS, и спутниковая связь. И вообще - это круто, это приключение, и я им на самом деле завидую. Но одно дело - голова, другое — эмоции.

После того, как семь яхт регаты Volvo Ocean Race ушли из испанского города Аликанте, в порту стало тоскливо, словно в пустой квартире перед переездом. Только что стояли семь разноцветных яхт, качали мачтами на закате. А теперь волны царапают причал, как кошка — дверь, которую только что закрыли хозяева. Знает, что вернутся не скоро...

Без разноцветных яхт причал стал тоскливым и одиноким.

Без разноцветных яхт причал стал тоскливым и одиноким.

Фото: Юлия СМИРНОВА

Сейчас все семь яхт в Атлантическом океане, недалеко от Канарских островов. Цель — Кейптаун, но до него еще три недели пути. Так что есть время рассказать о том, что такое регата Volvo Ocean Race, зачем все эти люди (54 мужчины и 11 девушек) решили девять месяцев своей жизни провести в океане, как они там живут, где спят и что едят.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Семь яхт участвуют в кругосветной регате Volvo Ocean Race. Она стартовала в октябре 2014 года в Аликанте (Испания), финиширует в конце июня 2015 года в Гетеборге (Швеция). Регату VOR называют самым долгими спортивными соревнованиями в мире — почти 9 месяцев!

Смотреть регату интересно и живьем, во время портовых гонок, и в интернете, и в мобильном приложении.

Смотреть регату интересно и живьем, во время портовых гонок, и в интернете, и в мобильном приложении.

Фото: Юлия СМИРНОВА

38 тысяч морских миль пройдут яхты, остановятся в 11 портах на пяти континентах (расписание см. ниже), пересекут Атлантический, Индийский, Южный и Тихий океаны, пройдут Мыс Доброй Надежды и Мыс Горн.

8 человек - экипаж яхты, плюс бортовой репортер. Почему его считают отдельно? «Я не имею права прикасаться к парусам, к штурвалу, к лебедкам. Только снимать и писать репортажи. Ну, разрешают еще еду приготовить, палубу помыть», - рассказывает мне за одним из последних перед стартом бокалов игристого репортер яхты Alvimedica Амори Росс.

На каждой яхте по 8 членов экипажа и еще один бортовой репортер.

На каждой яхте по 8 членов экипажа и еще один бортовой репортер.

Фото: Юлия СМИРНОВА

65 футов (20 метров 37 см) — длина яхты. У всех команд они абсолютно одинаковые - впервые в истории регаты. Организаторы решили, что так честнее. Соревноваться между собой должны не дизайнеры парусников, а люди, которые ими управляют. Пока новшество сработало на сто процентов: пятый день яхты идут ноздря в ноздрю, и ветераны гонки только диву даются - это ж как марафон бежать в ритме стометровки. До Кейптауна шесть тысяч миль, и идти их придется с тем же накалом, как и короткую прибрежную гонку!

Впервые в истории регаты все яхты абсолютно одинаковые. Только разного цвета.

Впервые в истории регаты все яхты абсолютно одинаковые. Только разного цвета.

Фото: Юлия СМИРНОВА

«Первые три дня мы вообще не спали: только глаза закроешь, тут же обгонят! Подсматривали за соперниками — кто какие парус ставит, как настраивает, кто в итоге быстрее идет», - пишет с борта Abu Dhabi репортер Мэтт Найтон.

Жизнь на яхте идет вахтами. Но если надо делать поворот или менять паруса, будят всех.

Жизнь на яхте идет вахтами. Но если надо делать поворот или менять паруса, будят всех.

Фото: Юлия СМИРНОВА

11 парусов есть на каждой яхте. Одновременно используют два - три, но их можно менять в зависимости от погоды. «Паруса тоже у всех одинаковые. Раньше я выбирал: взять паруса плотные - они тяжелее, но крепче, или легкие - с ними быстрее, но и рвутся они легко. Сейчас главная задача: беречь паруса, запасных нет», - делится деталями шкипер команды Abu Dhabi Иан Уолкер, пока я изучаю устройство его яхты.

4 кровати на восьмерых - потому что жизнь на лодке идет по вахтам, спят по очереди, и нечего занимать ценное место. Да и кровати - громко сказано. Сеточки, приделанные к борту одна над другой.

Вот в таких условиях спит капитан яхты, идущей вокруг света. Это Иан Уолкер на "Абу Даби".

Вот в таких условиях спит капитан яхты, идущей вокруг света. Это Иан Уолкер на "Абу Даби".

Фото: Юлия СМИРНОВА

1 туалет на всех (закрывается шторкой, в шторм или на сильном крене можно пристегнуться).

Ни одного душа.

11 девушек идут вокруг света на яхте SCA. Плюс бортовой репортер, тоже дама. Все-таки с парусами много тяжелой физической работы, поэтому для женского экипажа сделано послабление.

Это гонка не мышц, а интеллекта, уверена шкипер яхты SCA Саманта Дэвис.

Это гонка не мышц, а интеллекта, уверена шкипер яхты SCA Саманта Дэвис.

Фото: Юлия СМИРНОВА

41 год назад началась первая кругосветная регата из этой серии, только тогда она называлась Whitbread. Нынешняя — двенадцатая. Два раза в легендарной гонке участвовали наши яхты: советская «Фазиси» в 1989 году и российская «Косатка» в 2008 году.

Будете в Аликанте, загляните в музей Volvo Ocean Race. Вход бесплатный, там - вся история. И реальная штаб-квартира гонки, "центр управления полетами".

Будете в Аликанте, загляните в музей Volvo Ocean Race. Вход бесплатный, там - вся история. И реальная штаб-квартира гонки, "центр управления полетами".

Фото: Юлия СМИРНОВА

Volvo Ocean Race - не самая сложная и экстремальная регата на свете. Есть, скажем, кругосветка Vendee Globe: яхтсмены идут в одиночку и без остановок. А тут - ввосьмером, да со стоянками в портах, ужинами-танцами-семейными встречами. Из Абу-Даби вольвовцы даже на Рождество домой слетать успеют!

Но я вовсе не хочу сказать, что участникам VOR сейчас легко. Может это и не только хардкор, но совсем не пляжный отдых. Китаец по кличке Волк из команды Dongfeng уже на четвертый день регаты взвыл на весь Интернет: «Это была моя мечта, а оказалось, мечта больше похожа на кошмар!».

А кто говорил, что будет легко? Фото: Yann Riou/Dongfeng Race Team/Volvo Ocean Race

А кто говорил, что будет легко? Фото: Yann Riou/Dongfeng Race Team/Volvo Ocean Race

И это далеко не самая быстрая в мире кругосветка. Девять месяцев (с учетом всем стоянок, правда) — а француз Лоик Пейрон в 2012 году обогнул Землю на яхте за 45 дней.

Но почему-то именно у Volvo Ocean Race миллионы поклонников! Во время прошлой кругосветки (2011 - 2012) в портах в побывали 3 миллиона туристов. 11 октября в испанском городе Аликанте яхты провожали 50 тысяч человек. Смотрели с набережной, слали воздушные поцелуи с причала, пытались идти рядом на своих катерах и яхтах — пока не отстали.

В заливе Аликанте кругосветчиков провожали сотни катеров и яхт - шли за ними, пока не отстали.

В заливе Аликанте кругосветчиков провожали сотни катеров и яхт - шли за ними, пока не отстали.

Фото: Юлия СМИРНОВА

У странички Volvo Ocean Race в Фэйсбуке больше миллиона читателей. А в виртуальной регате маршрутом реальных яхтсменов сейчас идут тысяч семьдесят фанатов. Взрослые, серьезные вроде бы дяди и тети круглыми сутками следят за погодой (она в игре реальная, как и у участников регаты), меняют паруса, обгоняют друг друга, продумывают тактику - в общем, погрузились в регату с головой.

Брутальные портреты шкиперов украшают набережную в Аликанте. На самом деле эти ребята веселее!

Брутальные портреты шкиперов украшают набережную в Аликанте. На самом деле эти ребята веселее!

Фото: Юлия СМИРНОВА

Ответ есть. Все дело в том, что регату Volvo Ocean Race интересно смотреть. И живьем, во время гонок в портах, стартов и финишей этапов, и в интернете (там трек,свежие фото и видео каждый день, истории от репортеров на яхтах), и в мобильном приложении.

Это как футбол. Ну разве игра одиннадцати здоровых мужиков с одним мячом — самый тяжелый и экстремальный вид спорта? Нет. Но футбол смотрят миллионы. Там эмоции, тактика, красота, интрига. В Volvo Ocean Race тоже все это есть.

В Аликанте гоночная деревня работала десять дней, каждый день туда приходили не меньше 25 тысяч зрителей. А на старт регаты собрались 50 тысяч человек.

В Аликанте гоночная деревня работала десять дней, каждый день туда приходили не меньше 25 тысяч зрителей. А на старт регаты собрались 50 тысяч человек.

Фото: Юлия СМИРНОВА

- Знаете, я предпочитаю, чтоб десять тысяч человек плакали на причале, провожая яхты в море, чем миллион человек посмотрел бы новости о регате мимоходом. В Volvo Ocean Race все эмоции — настоящие. Дети расстроены, что их отцы надолго уходят в море, яхтсмены бороются исключительно за победу, у нас никакого денежного приза, - объясняет философию гонки CEO регаты Кнут Фростад.

Все эмоции на регате - настоящие, уверяет Кнут Фростад. Яхту Brunel в кругосветку провожают семьи.

Все эмоции на регате - настоящие, уверяет Кнут Фростад. Яхту Brunel в кругосветку провожают семьи.

Фото: Юлия СМИРНОВА

На сайте регаты — трек, который постоянно обновляется. А чтобы лодочки на треке не были просто разноцветными рисунками, вот несколько ярких штрихов про каждую команду. Выбирайте за кого болеть — раз уж наших в этот раз нет. Называются яхты именами компаний-спонсоров (кроме Абу-Даби), экипажи у всех интернациональные.

Abu-Dhabi (ОАЭ)

Самая опытная яхта: 20 кругосветок на всех! И лишь трое из девяти идут в такую регату впервые. Шкипер - британец Иан Уолкер. Больше всего боится, что кто-то выпадет за борт. Похоже, именно на «Абу-Даби» лучше всего кормят: у каждого члена команды собственное меню на каждый из 26 дней перехода до Кейптауна. Кто-то курочку любит, кто-то пасту болоньезе, других порадует карри иди бефстроганов. Все сублимированное, разводится горячей водой. Но если у других команд — огромные мешки сухой еды на всех, то тут персональные полуфабрикаты. Сытые и довольные мужчины быстрее лебедки крутят, резонно рассудили владельцы команды.

Яхте, которая покажет самую высокую скорость в течение суток, вручают специальный приз - часы IWC. Фото:Matt Knighton/Abu Dhabi Ocean Racing/Volvo Ocean Race

Яхте, которая покажет самую высокую скорость в течение суток, вручают специальный приз - часы IWC. Фото:Matt Knighton/Abu Dhabi Ocean Racing/Volvo Ocean Race

Alvimedica (Турция - США)

Самая молодая команда: средний возраст 31 год, шкиперу Чарли Энрайту всего тридцать. Вообще-то в каждой команде по правилам должны быть два участника, которым не исполнилось тридцати. Но больше всего вопросы о молодости любит навигатор «Алвимедики» Уил Оксли. Ему 49 лет, это его четвертая кругосветка, а всего он прошел 240 тысяч (!) морских миль. Неожиданно выиграли первую гонку в порту Аликанте.

Самая молодая команда Alvimedica празднует победу в первой гонке в порту Аликанте. Но это только начало регаты!

Самая молодая команда Alvimedica празднует победу в первой гонке в порту Аликанте. Но это только начало регаты!

Фото: Юлия СМИРНОВА

Brunel (Нидерланды)

Самый титулованный шкипер: Бое Бекинг начал свою седьмую регату Volvo Ocean Race. Ветеран, его портрет уже висит в музее Аликанте. Перед стартом все были торжественны и сентиментальны, а Бекинг сидел на борту, свесив ноги, и с аппетитом ел какую-то растворимую лапшу. Может себе позволить. На Brunel в кругосветку идет Рокас Милевичус из Литвы — единственный участник нынешней регаты из экс-СССР. И первый литовец в истории регаты.

У яхты Brunel самый опытный шкипер - Бое Бекинг идет в седьмую кругосветную гонку!

У яхты Brunel самый опытный шкипер - Бое Бекинг идет в седьмую кругосветную гонку!

Фото: Юлия СМИРНОВА

Dongfeng (Китай)

Самая амбициозная команда: цель - к VOR 2020 года подготовить китайскую яхту с китайским экипажем и китайским шкипером. Пока китайцев на борту два. Точнее, из сотни желающих выбрали шестерых и будут тасовать на разных этапах. Шкипер - сорокалетний француз Жак Кодрилье.

Mapfre (Испания)

Команда, где яхтсменам легче всего понять друг друга: почти все они испанцы, есть еще аргентинец и бразилец. На подножку VOR вскочили в последний момент - в Испании кризис, попробуй найди спонсора! Шкипер - Икер Мартинес, олимпийский чемпион, в эту регату идет второй раз: «Будь она первой, вот так, без времени на подготовку, ни что не пошел бы на эту авантюру». На яхте непременно будет хамон - испанцы без него никуда, тем более в океан. Паэлья тоже будет, но сублимированная.

Испанцы до последнего не могли найти спонсора для своей команды - кризис в стране! Но что за кругосветка без испанцев, да еще и стартующая в Аликанте? Нашли!

Испанцы до последнего не могли найти спонсора для своей команды - кризис в стране! Но что за кругосветка без испанцев, да еще и стартующая в Аликанте? Нашли!

Фото: Юлия СМИРНОВА

SCA (Швеция)

Самая чистая и розовая яхта (чуть было не написала пушистая). В экипаже только девушки. Шкипер - сорокалетняя англичанка Саманта Дэвис. Чтобы понять, как она любит море и парус, лишь один факт. Сыну Саманты 3 года. Она его родила в 2011 году, а в 2012... пошла в одиночную кругосветку Vendee Globe! Это регата не мускул, а интеллекта. Так что, мальчики, извините», - без лишней скромности заявила Дэвис за день до старта.

Тот самый момент, когда девушки на розовой яхте выходят из Аликанте в Кейптаун. Они, правда, все время поправляют: наша яхта не розовая, а цвета маджента!

Тот самый момент, когда девушки на розовой яхте выходят из Аликанте в Кейптаун. Они, правда, все время поправляют: наша яхта не розовая, а цвета маджента!

Фото: Юлия СМИРНОВА

Либби Гриналх, бортовой спец по прогнозам погоды, уже дважды обыграла своих коллег из мужских команд - правильнее всех просчитала, каким маршрутом идти. Девушки пообещали, что их яхта будет самой чистой: с собой много влажных салфеток и других средств гигиены. И еще на SCA самая неопытная участница VOR. Американка Сара Хастрайтер ходит под парусом всего 4 года. Так что: сейчас начнете - у вас есть шанс попасть на следующую кругосветку!

Женское ли дело - ходить по морям? Девушки из SCA в ближайшие 9 месяцев это выяснят. Трех из них, кстати, дома ждут дети - вот и стимул пройти вокруг света быстрее всех! Фото: Corinna Halloran/Team SCA/Volvo

Женское ли дело - ходить по морям? Девушки из SCA в ближайшие 9 месяцев это выяснят. Трех из них, кстати, дома ждут дети - вот и стимул пройти вокруг света быстрее всех! Фото: Corinna Halloran/Team SCA/Volvo

Vestas Wind (Дания)

Самая философская и пока самая невезучая команда. Уверяют, что у них гонка не только с соперниками, но и с глобальным потеплением. При чем оно тут? Ветер для парусной яхты важнее всего. Ветер, солнце и другие возобновляемые источники энергии помогут бороться с изменениями климата. Пока Vestas не везет. Портовую гонку продули (хотя у каждого на футболке написано The race we must win - Мы должны выиграть эту гонку), путь в Кейптаун начали с фальшстарта, уже успели утопить ноутбук, обнаружить несколько протечек и едва ли не сломать ребро 53-летнему новозеландцу Тони Рае. Он, кстати, самый старший участник регаты.

Vestas Wind пока не везет: то фальшстарт, то ноутбук утонул...

Vestas Wind пока не везет: то фальшстарт, то ноутбук утонул...

Фото: Юлия СМИРНОВА

ГДЕ ВСТРЕЧАТЬ РЕГАТУ

Кто не успел посмотреть старт регаты в Аликанте — тот не опоздал! На маршруте есть и другие любимые россиянами курорты, и другие города, куда не сложно добраться. Указаны даты портовых гонок и старта нового этапа. Приходят яхты в каждый порт раньше, но точные даты назвать невозможно - все зависит от погоды.

Кейптаун (ЮАР), 15 - 19 ноября. Понимаю, далеко.

Абу-Даби (Эмираты), 2 - 3 января 2015 года. Очень удачный для российских туристов и любителей парусного спорта этап: в новогодние каникулы многие поедут погреться на солнце в Эмираты. А там еще и такая красота! Яхты в Абу-Даби ждут к 11 - 15 декабря 2014 года, но это лишь ориентировочные даты - от Кейптауна им идти больше 6 тысяч морских миль.

Volvo Ocean Race называют самым длинным в мире спортивным соревнованием.

Volvo Ocean Race называют самым длинным в мире спортивным соревнованием.

Фото: Юлия СМИРНОВА

Санья (остров Хайнань, Китай), 7 - 8 февраля. Опять же как будто специально для наших отпускников - на Хайнань летают самолеты из многих российских регионов, курорт очень популярный и безвизовый.

Окленд (Новая Зеландия), 14 - 15 марта

Итажаи (Бразилия), 17 - 18 апреля

Ньюпорт (США), 16 - 17 мая

Лиссабон (Португалия), 6 - 7 июня

Лорьен (Франция), 14 - 16 июня

Гетеборг (Швеция), 27 июня. Для жителей северо-запада России - рукой подать, да и из Москвы в Швецию добраться не сложно.

На закате яхты качают мачтами, черный карбон на фоне розового неба - медитативное зрелище!

На закате яхты качают мачтами, черный карбон на фоне розового неба - медитативное зрелище!

Фото: Юлия СМИРНОВА

В портах во время стоянок регаты открывают гоночную деревню — ее возят за яхтами с континента на континент. О том, чем там заняться, читайте здесь.

Одно из азартных развлечений для зрителей в гоночной деревне - крутить на скорость яхтенную лебедку. Такими же поднимают и поворачивают паруса.

Одно из азартных развлечений для зрителей в гоночной деревне - крутить на скорость яхтенную лебедку. Такими же поднимают и поворачивают паруса.

Фото: Юлия СМИРНОВА