Поздний вечер. Московский ледовый дворец Riga Ice Land работает круглосуточно. Парковка забита дорогими иномарками. Да, теперь хоккей - это спорт не для бедных. В магазинчике на входе в комплекс игрушечный Марио Лемье, капитан «Питсбург Пингвинз», поднимает над головой Кубок Стэнли - самый престижный клубный трофей. Почти такой же кубок, только в натуральную величину, стоит на стойке ресепшена.
«К затее отнесся отрицательно»
- Получите вы от НХЛ за этот кубок по полной программе! - с легкостью дергает со стола блестящую бутафорию легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов. - Похож кубок! Но полегче настоящего. Килограммов на пять.
Роль Вячеслава Фетисова сыграл Евгений Пронин. Фото: Первый канал
Сериал «Фетисов» снимают ночью - лед свободен, и можно вдоволь нащелкать нужное количество дублей и шайб. Вячеслав Фетисов поначалу был против этой картины.
- Плохо отнесся к этой идее, но он настаивал, - скромничает Фетисов, хлопая по плечу продюсера проекта Алексея Пиманова. - Даже пытал! В итоге я согласился при одном условии: мы будем не превозносить мою фигуру, а просто покажем детям ориентир. Если хотя бы один мальчишка, посмотрев фильм, поверит в себя, задача будет выполнена.
Пока хоккеист и продюсер стоят рядом с псевдокубком, вокруг них стягивается кольцо из посетителей дворца. Живой Фетисов, легенда!
- Мы знаем друг друга много лет, поэтому я считал своим долгом сделать такой фильм, - уверяет Пиманов. - Мне кажется это очень важным для маленьких ребят. Они должны увидеть, как парень из барака на окраине Москвы стал выдающимся хоккеистом и добился для своей страны такого количества побед.
Сама по себе история жизни Фетисова, конечно, готовый сценарий. После своего первого чемпионата мира хоккеист в результате травмы был парализован. Но потом встал на ноги. Победы, беспрецедентный для СССР первый официальный контракт с клубом «Нью-Джерси», отъезд в США, рождение там дочери, феерические выступления за «Нью-Джерси» и «Детройт», три выигранных Кубка Стэнли (два в качестве игрока и один в качестве тренера), два олимпийских «золота», несметное число игр и побед. Всего 72 титула.
- В четыре серии мы постарались уложить путь Вячеслава Александровича с детства - с шести лет - и до 2000 года, - объясняет режиссер картины Антон Азаров. - Попытаемся передать масштаб личности человека, бесконечно влюбленного в спорт, целеустремленного и волевого.
Глядя на Кубок Стэнли, Алексей Пиманов и Вячеслав Фетисов вспоминали великие победы.
Фото: Дарья ИСАЕВА
«И тут я понял, что меня продают как раба»
Кастинг шел долго, в итоге из множества претендентов на главную роль утвердили Евгения Пронина («Гарпастум», «Разведчицы») - статного, высокого парня.
- Создателям фильма было важно, чтобы мы умели кататься, владели клюшкой, - поясняет актер. - Я раньше футболом занимался, катался лишь на роликах. Но как только утвердили, стал каждый день пахать на катке.
Нельзя сказать, что Пронин - копия Фетисова в молодости. Но что-то общее есть. Особенно после того, как ему на щеку наложили фирменный фетисовский шрам.
- Вообще похож! - смеется Фетисов, выйдя на лед и приобняв Пронина. - Высокий, сухой. Когда я начинал, во мне было 85 килограммов, заканчивал с 98 килограммами.
Режиссер Азаров неуверенно катится к группе игроков в красно-белой форме. Для съемок ему пришлось встать на коньки - куда без правды жизни?
Снимают финальный матч Кубка Стэнли-1998. Победу фетисовского «Детройта» над «Вашингтоном». Переваливаясь, игроки выходят из раздевалки и сразу же едут на камеру.
- Ртом дышим, потеем, клюшками стучим! - звучит голос режиссера. - Живем в кадре!
Стуком клюшек хоккеисты приветствуют защитника Владимира Константинова, который, как известно, 13 июня 1997 года попал в автокатастрофу и остался потом инвалидом.
- Нет, так не пойдет. - Азаров отъезжает к борту. - Нужно ускорение, иначе тяжелого дыхания на крупном плане не будет.
Настоящие мужчины делают шесть челночных ускорений и встают в кадр, теперь уже по-настоящему дыша тяжело. Вдруг хрупкая гримерша начинает семенить мимо игроков, обильно опрыскивая их из пульверизатора. В кадре нужен пот.
Кроме ледовых побоищ, «Фетисов» подробно расскажет и о закулисных играх времен СССР.
- Мало кто знал, но переломным для меня стал момент, когда советских игроков начали продавать за границу, - признается Фетисов. - Я привык быть свободным на льду. Наверное, поэтому мы (Вячеслав Фетисов, Алексей Касатонов, Сергей Макаров, Владимир Крутов, Игорь Ларионов. - Ред.) и вошли в историю как самая креативная пятерка сборной СССР и ЦСКА. И вот ты думаешь, что свободный, крутой. А потом тебя вызывают и говорят: «Поедешь в Америку, подпишешь контракт и будешь все деньги приносить нам. Получать будешь тысячу долларов в месяц». И тут я понял, что меня продают как раба. А я им быть не хотел. И вот тогда меня начали прессовать. Выстоял. В фильме это показано.
Американские интерьеры снимали в Нью-Йорке, лед - в Москве, натуру - в Одессе.
После операции врачи считали, что Фетисов больше никогда не встанет на коньки. Фото: Первый канал
От аналогий старались уйти
Наверняка картину начнут сразу сравнивать с успешным прошлогодним байопиком Валерия Харламова. Авторы картины к этому готовы.
- Фильм «Легенда № 17» - замечательный шаг в сторону создания спортивных фильмов, - продолжает Пиманов. - Но мы не собираемся соревноваться. У нас совсем другое кино, другой формат, другой жанр. Надеемся, что наша картина будет никак не хуже.
Принципиальным отличием стал тот факт, что Харламов и Фетисов - игроки разных амплуа. Эффектных обводок и финтов мы не увидим. История не про это.
- Фетисов - защитник, а Харламов - нападающий, - говорит режиссер. - Если один забивает шайбы, то работа другого - обороняться, не дать забить. Это не всегда зрелищно. Но даже в такой ситуации Фетисов сильно выделялся на фоне остальных: он ввел несколько фирменных креативных фишек в игре, которые мы тоже покажем. В частности, длинный пас через всю площадку из-за ворот. Кстати, это были решения, противоречащие системе тренировок Анатолия Тарасова или Виктора Тихонова.
Четырехсерийная лента выйдет в эфир Первого канала уже в этом году.