Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука14 октября 2014 15:30

Звездная пыль на сапогах...

Космические «сапожники» поделились секретом изготовления обуви для прогулок в открытом космосе.
Образцы космической обуви, которая вряд ли кому пригодится на земле

Образцы космической обуви, которая вряд ли кому пригодится на земле

Фото: Ярослав КОРОБАТОВ

О подвигах космонавтов пишут в газетах и рассказывают по телевизору. А вот о тех, кто помогает им покорять Вселенную, говорят редко. Мы решили исправить эту несправедливость и побеседовали с космическими «сапожниками» - сотрудниками лаборатории спецобуви Центрального научно-исследовательского института кожевенно-обувной промышленности. В свое время в этих стенах придумали кирзовые сапоги, в которых наши солдаты выиграли Великую Отечественную войну. Сегодня здесь шьют обувь для орбитальных экипажей.

ЗАЧЕМ НА ОРБИТЕ БОТИНКИ С ПОДКОВАМИ

- Для каждого космонавта мы шьем три вида изделий: стартовые сапоги, полетные ботинки и обувь к скафандру «Орлан» для выходов в космос, - говорит заведующая лаборатории Наталья Ушакова. - Самый короткий век у стартовых сапог. Они предназначены только для того, чтобы облаченный в скафандр космонавт смог дойти от автобуса до ракеты и ни за что не зацепился. Иначе скафандр может потерять герметичность. Перед тем как войти в корабль, космонавт оставляет сапоги в лифте и переобувается в ботинки для «Орлана». Это высокотехнологичная обувь.

- Чем она отличается от обычной?

- Эти ботинки поддерживают комфортные условия при температуре окружающей среды от - 120 градусов по Цельсию до + 65. Они сделаны по принципу термоса. Снаружи обшиты фенилоном - это материал наподобие кевлара, из которого делают бронежилеты. Его невозможно ни порезать, ни порвать. Внутри вручную набраны 18 слоев ЭВТИ - экранно-вакуумной теплоизоляции (нечто вроде фольги. - Ред.). Она, помимо прочего, защищает путешественника от жесткого космического излучения. Кстати, из такой же системы материалов сделана и внешняя оболочка «Орлана». И еще есть такая фишечка: на заднюю часть каблука прикручиваются специальные подковки.

Фото: NASA

- Для чего?

- Во время выходов в открытый космос ребятам надо за что-то держаться. У них, конечно, есть страховочные фалы. Но для удобства экипажа на корпусе МКС сделаны специальные желобки, за них очень удобно цепляться этими подковками.

СКОЛЬКО СТОЯТ КОСМИЧЕСКИЕ ЧЕРЕВИЧКИ?

Замыслы технологов воплощает в жизнь Альберт Колечинцев, он единственный человек на планете, который своими руками может сшить обувь для астронавта от начала и до конца. Может быть, не каждого космонавта он знает в лицо, зато по отпечатку стопы может безошибочно определить, кто из них кто.

- Жаль, что космонавты к нам не приезжают на примерку, - рассказывает Альберт. - Обычно они присылают нам отпечаток своей босой ноги - просто обводят ее ручкой на листке бумаге и отправляют по факсу. Кроме того, мы получаем от них еще 7 разных размеров...

Среди космонавтов попадаются люди с незаурядными ногами.

- Большое впечатление произвел Олег Кононенко (Герой России сейчас готовится к своему третьему полету. - Ред.). Я ему сшил ботинки 47-го размера! - вспоминает Альберт. - Ни у одного из космонавтов такого нет. Очень интересная ситуация получилась с Еленой Серовой, она сейчас как раз работает на орбите. У нее миниатюрная ножка. Но заказали ей почему-то сапоги 43-го размера. Мы смотрели репортаж об их полете, видно было, что они ей велики.

Звездная обувь стоит на первый взгляд немало: ботинки для выхода в космос тянут на 28 тысяч рублей. Хотя по сравнению со скафандром, стоимость которого измеряется в миллионах долларов, это небольшие деньги. Зато к космической обувке предъявляются заоблачные требования. Во-первых, по весу. Ведь доставка на орбиту килограмма груза обходится в 20 тысяч долларов. Например, полетные ботинки должны весить не более 550 граммов. В последнее время уложиться в эти стандарты у сапожников не получается. С одной стороны, не хватает необходимого оборудования (институт переживает не самые лучшие времена. - Ред.). А с другой...

- Когда нормы разрабатывались, все космонавты были очень небольшого роста (например, рост Юрия Гагарина - 165 см. - Ред.). И обувь они носили маленького размера. - объясняет Наталья Ушакова. - Сейчас ограничений по росту нет. В космос летают парни под метр девяносто. Понятно, что ботинок 47-го размера не может весить как обувь 41-го.

НА МАРС ПОЛЕТЯТ НА НАШИХ «СКОРОХОДАХ»

Другой важный критерий - обувь должна идеально сидеть и не натирать ногу. Расхожее земное представление о том, что обувь надо разнашивать, в космосе становится опасным. Любая ранка на орбите тяжело заживает. Известен случай, когда дважды Герой Советского Союза Геннадий Стрекалов слегка поцарапал руку о крышку открытой консервной банки. Рука распухла, покраснела, врачи с Земли опасались гангрены. Были отменены выходы в космос и даже шла речь о досрочном возвращении Стрекалова на Землю. К счастью, после месяца интенсивной терапии руку удалось вылечить.

- А американцы у кого обувь заказывают? - интересуюсь у Альберта.

- И американские астронавты, и европейцы летают в нашей обуви. Вот последняя заявка: там фигурируют наш Алексей Овчинин, Тимоти Пик из Европейского космического агентства и Тимоти Копра (НАСА). Причем у американцев есть свой скафандр, но обувь для выходов в космос они заказывают у нас. Признают, что мы делаем лучше.

- Кстати, когда разрабатывалась программа полета на Марс, нам сразу же дали заказ на изготовление спецобуви для экспедиции, - продолжает тему Наталья Ушакова. - Поставили условие: космонавт в ней должен чувствовать себя очень устойчиво. После длительного - около года - перелета в условиях невесомости космонавту тяжело будет заново привыкать к гравитации, если он споткнется и упадет, то не сможет подняться без посторонней помощи. Мы разработали обувь с красивой рифленой подошвой. Опытные образцы отправили на испытания в Хьюстон, где располагается американский ЦУП. Там тестировали четыре модели: одну английскую, две американские и российскую. Наша оказалась вне конкуренции. Так что нам есть чем гордиться.

P. S. Институт, где шьют уникальную обувь, сейчас оказался на грани закрытия.

- Когда делали последний заказ, приходилось материалы закупать на свои деньги, хотя зарплаты у нас и так копеечные, - вздыхает Альберт. - Если институт прикроют, я не знаю, что будет с космическими заказами. Отдать куда-то на фабрику невозможно. Это штучная ручная работа. Заниматься этим нерентабельно. В год заказывают 5 пар обуви для выхода в космос. Себестоимость каждой - 28 тысяч рублей. Из них мне достается 1000 рублей и еще 500 получает раскройщица, остальное уходит на материалы, налоги и т. д. Частнику тут не разгуляться. В чем будут люди в космос летать, если нас закроют?

Ответа на этот вопрос пока нет.