Кыргызстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное1 октября 2014 7:00

«Время пришло - Учитель родился…»

По уже сложившейся доброй традиции в сентябре в Бишкек приехал основатель знаменитой физико-математической школы № 61, ныне живущий в Нью-Йорке, Ефим Борисович Якир
Фото: Герман ЛОМКОВ

Фото: Герман ЛОМКОВ

Этим летом Заслуженный и Народный учитель Кыргызстана, кавалер орденов Ленина и Дружбы народов отметил свое 80-летие. Он по-прежнему деятелен, искрометен и готов к общению.

«Мечтал стать артистом оперетты»

- С юбилеем Вас, дорогой Ефим Борисович! Надеемся, свои поездки в родной Бишкек, в школу Якира Вы не прекратите?

- И я на это надеюсь. Всякий раз лечу сюда, а я бываю в Бишкеке практически ежегодно, как к себе домой. У меня здесь по-прежнему много друзей, здесь мои коллеги и, конечно, школа, с которой я связан уже пятьдесят один год.

- Стаж более чем солидный! Наверное, вся Ваша деятельность - редкий пример того, как важно оказаться в нужное время в нужном месте?

- Совершенно верно! Я не должен был оказаться в Киргизии, но оказался. Мечтал стать артистом оперетты, но не стал: во Фрунзе в годы моей юности не было Института искусств. Вот все и сошлось в одной точке.

- А как Вы оказались в Киргизии?

- Когда началась война, мне было семь лет. А жили мы на Украине, неподалеку от Каменец-Подольского. Фашисты заняли его уже через неделю после начала войны. И все это время папа, директор школы, решал: уезжать или не уезжать. На нашу беду, мама перед самым началом войны получила путевку на курорт в Алуште, и мы боялись ее потерять. Чтобы спасти меня и брата, отец решил добираться в Харьков, где жил мамин брат. Когда началась канонада, нам выделили подводу… Уцелели мы тогда чудом! Кое-как добрались до Винницы, где царила страшная паника, кое-как протиснулись в вагон, полный напуганных, плачущих людей. Неподалеку от Днепропетровска наш состав разбомбили. Сколько народу тогда погибло! Нас спас лесок, оказавшийся неподалеку от железнодорожного полотна. Помню, как плачущий отец повалил нас на землю и закрыл собой. Уцелели…

Доехали до Харькова и… недели через две дождались там маму. Не-ве-ро-ят-ное везение! Вы знаете, человеку обязательно должна сопутствовать удача! Я до сих пор в это верю.

«Тайные агенты» Якира

- По одному из прошлых интервью знаю, что немалую роль в Вашей судьбе сыграла Ирина Викторовна Шадрина, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, первый директор 61-й…

- Она знала меня по преподавательской и методической работе в селе Вознесеновка, что неподалеку от Кара-Балты. Когда мы с женой обосновались во Фрунзе, я пришел в гороно устраиваться на работу. На выбор предложили несколько школ, в том числе «новую, в новостройке». Поинтересовался: «А кто там директор?» - «Ирина Викторовна Шадрина». Как тут не верить в «госпожу Удачу»? За все годы работы с этой образованнейшей женщиной, кстати, окончившей Ленинградский университет, у нас с ней не было ни одного конфликта! Полное взаимопонимание! Возникла идея создания физико-математической школы - и мы с Ириной Викторовной воплотили ее в жизнь.

- И, как показало время, блестяще воплотили.

- Не хочу показаться нескромным, но кое-что у нас получилось! Оглядываясь назад, понимаю, что 61-я была одной из лучших физико-математических школ Советского Союза. Для этого надо было постараться: собрать со всего города одаренных учеников, провести восемь (восемь, обратите внимание!) собеседований с ними и с их родителями. В каждой школе у меня был свой «тайный агент», имевший доступ к классным журналам, помогавший выявить способных к физике и математике учеников, записать их адреса и номера телефонов. Потом каждого ребенка нужно было приучить к нашим требованиям, постараться удержать в школе, довести до поступления в вуз. Наши физики и математики проводили и сейчас проводят такое количество контрольных работ, конкурсов, олимпиад, что уже за одно это им всем надо давать какие-нибудь учительские звания. Вот свежий пример: совсем недавно на Иссык-Куле преподаватели МФТИ провели летнюю физико-математическую школу для 60 учеников, большинство из которых учатся в 61-й. Кстати, вместе с москвичами приехал и наш бывший ученик, ныне четверокурсник МФТИ, и всячески помогал своим преподавателям. Нам было очень приятно! Результаты всех этих усилий налицо: наших учеников знали и знают в знаменитейших вузах России, и это не преувеличение. МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский госуниверситет, томские и новосибирские вузы, а некоторые из них окончили американские, немецкие университеты и продолжают там учиться. К примеру, наша выпускница Надя Соболева в Бишкеке выиграла поездку в Америку, там окончила один из престижных университетов, защитила диссертацию, несколько лет читала лекции в Торонто. Сейчас живет в Америке.

«Якировцы», как они себя раньше называли, нашли себя в качестве специалистов во многих странах мира, начиная от Австралии и заканчивая Канадой. Профессора, дипломаты, политические деятели, инженеры, врачи, учителя, бизнесмены - перечень можно продолжить. Знаете, кто выиграл тендер на изготовление медалей на Олимпиаде в Сочи? Наш ученик, директор большой ювелирной фабрики. Он недавно приезжал в Нью-Йорк, останавливался у меня, чему я был очень рад. И разве он один ко мне приезжает?

Многие из них не забывают нас, помогают школе, в том числе немалыми деньгами. Замечательный школьный музей, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве, открытый в прошлом году в день празднования 50-летия школы, создан на спонсорскую помощь десятков наших бывших учеников. Он занимает весь второй этаж и включает семьдесят красочно оформленных стендов, содержащих богатейший материал по истории школы. Это настоящая историческая галерея, посещаемая многими зарубежными делегациями. На ее базе проводятся различные конференции с участием педагогов из школ со всей республики. От меня низкий поклон всем, кто музей создавал!

- А вам не обидно, что вы учили-учили детей, старались, а они разлетелись по всей планете?

- Ну, во-первых, разлетелись не все. Во-вторых, разве в том дело, чтобы удержать их в родном городе? Мы прививаем своим ученикам трудолюбие, даем возможность учиться там, где они хотят, жить там, где они считают нужным. Свобода выбора - это и есть свобода, вы со мной согласны?

Впрочем, нельзя не отметить одну показательную вещь. Нередко я слышу от своих учеников такое признание: «Поживем вдали от Родины, пока не окрепнем, а потом обязательно вернемся в Кыргызстан. Наши корни здесь. Мы хотим, чтобы республика развивалась, процветала, в том числе благодаря нашим усилиям. Но пока мы здесь не востребованы…». А что это значит? Квалифицированных специалистов не нужно уговаривать вернуться. Достаточно создать комфортные условия для жизни и работы. Приедут с удовольствием сами.

В атмосфере «сотворчества», единения, братства

- О «школьном братстве» учеников и преподавателей Вашей физико-математической мы достаточно наслышаны! Встречи не только в Бишкеке, но и в Москве, Израиле, Канаде, США… Что Вы и Ваши коллеги делали со своими «подопечными», если они до сих пор помнят школу, где учились, своих любимых преподавателей?

- Думаете, этим детям было легко у нас учиться? Сложные программы по математике и физике, требовательные учителя, каждодневный тяжелый труд, в старших классах - постоянное недосыпание. Нулевой урок, введенный по просьбам учеников и их родителей, начинался в шесть часов утра! Одиннадцать часов математики в неделю! Но… Вот об этом «но» мне хотелось бы сказать особо. Когда в одной школе собираются увлеченные своим делом учителя и ищут по всему городу одаренных детей, с любовью учат их, «шлифуют», не жалея времени и сил, возникает атмосфера «сотворчества», единения, братства. Поверьте мне, такого коллектива учителей (не только математиков и физиков, но учителей литературы, русского и английского языков, биологии, химии) не было ни в одной школе Советского Союза. Они учились вместе со своими учениками, не останавливаясь в росте. И, поверьте, это многого стоит!

- Вас послушать, Ефим Борисович, работа в школе, пусть даже инновационной, - прямо-таки «именины сердца»: ни ссор, ни конфликтов, ни скандалов…

- Почему же? Жизнь есть жизнь… Очередную комиссию надо принять, конфликт между учителем и чересчур требовательной мамой «разрулить», не поладивших между собою преподавателей помирить - все это было и есть. Нам с Ириной Викторовной Шадриной порой приходилось нелегко! Спасало наше умение понять ситуацию, умно подойти к ее разрешению, наша психологическая гибкость - без этого никак нельзя! Владеть искусством компромисса - вот что важно для любого руководителя. Порой и гордостью своей приходилось поступаться, и самолюбие зажать в кулаке. Мы с Ириной Викторовной понимали: школа от этого только выиграет.

Шадрину сменила на посту директора школы Велория Ильинична Грицкевич, моя ученица еще в Вознесеновской средней школе. Человек демократического склада, она прекрасно ладила и с коллегами, и с учениками, тем самым помогая развиваться 61-й в выбранном направлении. Нам вообще повезло с диреторами-гуманитариями: одна была преподавателем литературы, другая - истории. Это лишнее доказательство тому, что «физики» и «лирики» могут неплохо между собой ладить.

Талантливые люди талантливы во всем

- Насколько я знаю, в 61-й долгие годы сохранялась преемственность: ваши ученики оканчивали институты и возвращались преподавать в родную школу.

- Да, и я горжусь этим! Вернулась после окончания Ленинградского университета Ирина Алексеевна Зеленцова, проработала математиком тридцать с лишним лет, подготовила сотни грамотных, образованных юношей и девушек. Не знаю ни одного случая, чтобы она повышала на детей голос, хотя бы в самой легкой форме оскорбляла их. Интеллигентная, обаятельная, она пользовалась у учеников и родителей таким уважением, что попасть к ней в класс было не так-то просто.

До сих пор в стенах школы работает не менее талантливый учитель Ирина Владимировна Федорова, математик во втором поколении. Требовательная, педантичная, она, как это модно теперь говорить, обладает такой харизматичностью, что невозможно не попасть под ее влияние. Уверяю вас, и та, и другая могли бы без особого труда защитить свои диссертации, успешно преподавать математику в любом вузе, но они захотели работать в старших классах родной школы.

Невозможно не вспомнить Любовь Степановну Суржик, немало сделавшую и делающую для школы в качестве учителя математики и завуча. Она принимала активное участие в создании школьного музея, и нынешняя летняя школа - во многом ее заслуга.

Готовит для старших математических классов талантливых детей Татьяна Леонидовна Дробышева, учитель математики 5-8 классов. Требовательная, пользующаяся любовью учащихся и родителей…

На протяжении трех лет я писал письма, выступал с обращениями в парламенте и горкенеше с просьбой присудить трем учителям 61-й школы - Ирине Алексеевне Зеленцовой, Ирине Владимировне Федоровой и Татьяне Леонидовне Дробышевой - звание заслуженного учителя. Все документы давно оформлены, но до сих пор наши учителя не удостоены этого звания из-за существующего моратория. Только в этом году парламент вернулся к обсуждению закона о госнаградах. А как было бы замечательно, если б вопрос решился раньше. Какой подарок получили бы наши педагоги к профессиональному празднику…

Учительство (по себе знаю) - это судьба, тяжкий крест, который ты несешь всю жизнь, порой сердясь на самого себя, мучась, радуясь, но не бросая. Но если учителей математики, физики не стимулировать, не доплачивать за работу, учебное заведение начнет деградировать, попросту не останется кадров. Чтобы не испытывать кадровый голод, каждая школа должна готовить себе педагогов, ввести час факультатива, обучать театральному мастерству. Да-да! Ведь настоящий учитель должен быть еще и артистом, точнее, шоуменом, умеющим пробудить интерес и увлечь ребенка своим предметом.

- Математика, физика - это, конечно, хорошо, но не кажется ли вам, что, выпуская в основном «технарей», вы лишаете их возможности выбирать и гуманитарные профессии?

- Вовсе нет! Юристы, врачи, журналисты, философы, известный фотохудожник, актер, режиссеры… На сцене театра им. Станиславского в Москве играет наш ученик Олег Осипов, окончивший в свое время МФТИ, а потом поступивший в ГИТИС. На российских каналах идут сериалы, снятые режиссером Андреем Ушатинским, тоже нашим бывшим учеником. А Рита Шарапова-Федина, когда-то окончившая престижный московский вуз, стала фотохудожником, выпустила несколько альбомов, книгу. Книгу со своей надписью она мне недавно подарила. До сих пор поддерживаю самые теплые отношения с первой своей ученицей, Айгуль Даутовной Чыныбаевой-Бакаевой, математиком, философом, ученым. Она закончила первый математический класс и в 1968 году в Ленинграде стала первым призером Всесоюзной математической Олимпиады. Недаром говорят, что талантливые люди талантливы во всем.

- По-хорошему завидую! А каким Вы видите будущее школы?

- Вы знаете, я настроен оптимистически! Нынешний директор Юрий Николаевич Низовский - прекрасный человек, заботливый директор, много делает для обустройства школы, невероятно популярной в нашем городе и сейчас. Пользуется популярностью и детский садик - любимое детище Юрия Николаевича. Почти все наши ученики теперь последовательно проходят четыре обязательные ступени: «детский сад» - «начальная школа» - «средняя школа» - «старшие классы», в том числе математические.

Ежегодно больше всего золотых сертификатов получают учащиеся нашей школы. Со дня основания мы выпустили 400 медалистов, воспитали 68 призеров и участников Всесоюзных Олимпиад по математике, 35 - по физике, 36 - по химии, биологии и информатике. Уверен, 61-ю ждет светлое и прекрасное будущее. Меня вдохновили слова президента Алмазбека Атамбаева, который назвал нашу физико-математическую школу национальным достоянием республики. Кыргызстан будет растить математических талантов, и, думаю, о выпускниках 61-й наша страна еще услышит!

- Заканчивая интервью, беру с вас слово, что вы приедете на следующий год в Бишкек, и мы снова увидимся. До встречи!

- Пусть вам и всем вашим читателям сопутствует успех!