Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество23 сентября 2014 22:00

«Любимый художник Сталина» тайно рисовал обнаженку

На ВДНХ найдено полотно классика соцреализма Александра Герасимова [картины]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

На главной выставке страны идет глобальный ремонт. И вот на днях в цокольном этаже павильона № 1 ВДНХ работники наткнулись на огромный барабан с намотанным на него холстом. Оказалось, это картина классика соцреализма Александра Герасимова, которая долгие годы считалась утраченной!

Александр Герасимов. Автопортрет. Фото: wikipedia.org

Александр Герасимов. Автопортрет. Фото: wikipedia.org

Находка мирового масштаба

На огромном холсте 7 на 11 метров - Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников - ударников труда 1935 года. На том съезде, собственно, и решено было построить ВДНХ.

Картина была написана в 1953 году. После разоблачения культа личности Сталина многие его изображения уничтожались. Но у хранителей павильона не поднялась на такое огромное полотно рука: его упаковали и спрятали.

Картину планируют отреставрировать - причем прямо в «Центральном» павильоне ВДНХ. Посмотреть, как оживают краски на холсте, сможет любой желающий.

По оценкам искусствоведов, находка - событие даже не всероссийского, а мирового масштаба! Эксперты сейчас определяют ее оценочную стоимость.

И, конечно же, полотно вызвало бурный интерес к автору - художнику Александру Герасимову.

Найденный холст не обошелся без конъюнктуры. Художник пририсовал Микояна (1) и Хрущева (2), которых на том съезде в 1935 году точно не было. Фото: gallerix.ru

Найденный холст не обошелся без конъюнктуры. Художник пририсовал Микояна (1) и Хрущева (2), которых на том съезде в 1935 году точно не было. Фото: gallerix.ru

Зять Ворошилова

- Вокруг его имени ходит много споров, - рассказывает искусствовед, директор Академии художеств РФ Андрей Толстой. - И хотя Герасимов считается классиком соцреализма, в душе оставался импрессионистом - тонким живописцем, прекрасно изображавшим натюрморты, цветы, лирические этюды... Начинал Герасимов с этюдов, потом перешел к изображению вождя. Первый раз написал портрет Сталина по фотографии. Работу оценили в Политбюро, показали прототипу - и в следующий раз тот ему непосредственно позировал.

Герасимову удалось создать канонический облик Сталина. Он стал обласканным властью придворным живописцем. Его работы тиражировались, и художник получал многочисленные авторские, был весьма обеспеченным человеком. Герасимова не без протекции Ворошилова назначили первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР. Ходили разговоры, что художник был женат на приемной дочери Ворошилова.

Очень любил живописец изображать женщин в бане. Это одна из самых невинных картин. Фото: gallerix.ru

Очень любил живописец изображать женщин в бане. Это одна из самых невинных картин. Фото: gallerix.ru

- Периодически Герасимов выступал на всевозможных съездах, - продолжает Андрей Толстой. - Доклады сам не писал - ему давали готовые. Известна такая история: выступал он как-то на конференции, вернее, читал с бумажки. Сначала бойко, когда речь шла о роли власти и лично товарища Сталина. А вот когда доклад коснулся профессиональных вещей (условно говоря, как правильно класть краску), то он, оставаясь в душе импрессионистом, читать начал все медленнее и медленнее. И наконец, зачитав очередную фразу, заявил: «Нет, а вот с этим я категорически не согласен!»

В ТЕМУ

Два вождя после дождя

Его классическую картину «Сталин и Ворошилов в Кремле» в народе называли «Два вождя после дождя». На ней художник со вкусом, ярко написал зелень, лужи, капли воды на ограде, что вообще-то для подобных портретов - вещь недопустимая. Считалось, что такие яркие детали отвлекают от образа вождей. Критики сразу заметили, что на картине в одном месте отсутствует ограда. Сталин и Ворошилов будто нависают над бездной. Что хотел сказать этим художник - до сих пор загадка.

Если присмотреться, в том месте, где идут Ворошилов и Сталин, нет части забора. Вожди будто нависают над бездной. Фото: Государственная Третьяковская галерея.

Если присмотреться, в том месте, где идут Ворошилов и Сталин, нет части забора. Вожди будто нависают над бездной. Фото: Государственная Третьяковская галерея.

- Он изображал из себя пролетария, но по сути был барином, - говорит ректор Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина Семен Михайловский. - Выходец из купеческой семьи, Герасимов любил красиво одеваться, обожал роскошь и шик. Кстати, он для души любил писать «голышек» - обнаженных дам пышных форм. Видно, интересовался плотью… А обычным его обращением к любому человеку было «милый», как, например, у маршала Бориса Шапошникова, который называл всех, даже незнакомцев, «голубчиками».

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Отец народов» ему не позировал

- Одно время Герасимова называли любимым художником Сталина, - объясняет Наталья Александрова, зав. отделом живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи. - Но документальных доказательств этому нет. Только рассказы самого Герасимова, что он общался со Сталиным, видел его в ближнем кругу. Да, у Александра Михайловича четыре Сталинские премии. Но, например, Кукрыниксы получили пять Сталинских премий. Нет доказательств, что вождь ему лично позировал.

КСТАТИ

Какие еще пропавшие полотна находили

Исчезнувшую 40 лет назад картину Ван Гога «Кипарис, небо и поле» (1889 год, примерная стоимость - $50 млн.) нашли в мае 2014 года благодаря... испанским налоговикам. Те проводили обыски сейфов злостных неплательщиков. Сколько лет шедевр пролежал в железном ящике и как он попал в Испанию из картинной галереи в Вене, не ясно.

Картину Николая Ге «Милосердие» (1879 год) не видели с конца XIX века. Считалось, что художник ее уничтожил - расстроился из-за критики. Но когда в Третьяковской галерее в 2011 году готовили к выставке другую картину живописца, «Что есть истина?», под верхним слоем полотна нашли более старый - и опознали в нем «Милосердие».

В 2010 году в запасниках Исторического музея во время ремонта обнаружили утерянную картину Ильи Репина «Гайдамаки готовят оружие на острове Умань» (1917 год, $400 тыс.). Последний раз она всплывала на выставках в 1924 и 1925 годах. Кто и когда принес полотно в Исторический музей, остается загадкой.