Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика18 сентября 2014 11:10

«Дыру» в бюджете уменьшат за счет рядовых россиян

Почему наша страна остается «заповедником» для олигархов?
Константин БЫКОВ

Власти России частенько хвастаются, что в нашей стране уровень налогов ниже, чем у большинства развитых стран. Так ли это? Вопрос философский. Предприниматели тут же напоминают, что помимо налогов существенную часть их расходов составляют социальные и другие платежи государству. А население низкий подоходный налог не особо радует: получается, миллиардеры платят государству НДФЛ по той же ставке 13%, что и люди малоимущие. И в ближайшее время более справедливой налоговая система России не станет. Наоборот, расходы на государство у рядовых граждан вырастут. Заместитель министра финансов России Сергей Шаталов — один из отцов нашей налоговой системы.

Наш же главный налоговый идеолог Сергей Шаталов предлагает искать доходы в государственную казну не в карманах людей состоятельных, а у рядовых граждан.

Наш же главный налоговый идеолог Сергей Шаталов предлагает искать доходы в государственную казну не в карманах людей состоятельных, а у рядовых граждан.

УДАР ПО КОЛЕСАМ

Сергею Шаталову в январе стукнет 65. В креслах Минфина сидит почти два десятилетия. Такое «долгожительство» в российском Белом доме объясняется тем, что именно г-н Шаталов создал нынешнюю налоговую систему, он до сей поры считается главным специалистом в столь деликатной сфере. Правда, некоторые коллеги и эксперты объясняют настолько долгий срок пребывания в Минфине тем, что никто, кроме автора, не в состоянии разобраться в существующих налоговых хитросплетениях.

В самом деле, трудно ответить на многие наивные вопросы. Скажем, почему Россия - край обетованный для миллиардеров, и почему здесь прекрасно чувствуют себя знаменитости вроде актера Жерара Депардье и футбольного гуру Гуса Хиддинка, ибо громадные состояния и зарплаты облагаются у нас просто смешными для французов или голландцев 13% подоходного налога - совсем как у медсестры в районной поликлинике в российской глубинке. И при этом в казне вечные нехватки.

Нам объясняют, что плоская шкала налогообложения - спасение для российской экономики, ведь иначе все мало-мальски состоятельные налогоплательщики просто побегут от нас. Но ведь чуть ли не во всех развитых странах давно действует иная - прогрессивная - шкала, там и 50% подоходного налога для состоятельных граждан не превращают ухоженные евролужайки в обезлюдившие пустыни. Там богатые, может, в душе и завидуют российским братьям по классу, но они давно усвоили аксиому: делиться надо, иначе в тревогах и смутах можно утонуть.

Наш же главный налоговый идеолог Сергей Шаталов предлагает искать доходы в государственную казну не в карманах людей состоятельных, а у рядовых граждан. Это не только непродуктивно. Такой подход грозит серьезно пошатнуть существующую хоть и хрупкую, но стабильность. Особенно сейчас, когда рост российской экономики застопорился, когда западные санкции стремятся с холодной настойчивостью удава сжимать все сильнее и сильнее те сферы российской экономики, что традиционно наполняли российский бюджет.

И тут перекосы шаталовской системе почувствуют уже не тысячи, а миллионы жителей нашей страны. Поскольку компенсировать бюджетные потери Минфин намерен прежде всего ужесточениями в весьма болезненной сфере — налогами частных лиц. А потому уже со следующего года каждый из нас станет платить значительно больше налогов — как прямых, так и косвенных. Вроде бы Минфин намерен щипать по мелочам, но если эти "мелочи" сложить, получится картина пренеприятнейшая.

Начнем с колес. Здесь должен значительно измениться транспортный налог. Сегодня его определяют исходя лишь из мощности двигателя. Но завтра собираются при расчете налога учитывать возраст и экологический класс автомобиля. Понятно, что такой подход ударит по самым бедным автовладельцам, перемещающимся на антиквариате имени Волжского автозавода.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО В ТРИДОРОГО

Резко вырастет и налог на недвижимость. И не только квартплата, но и налоговые взносы, которые мы ежегодно платим за наши квартиры и дачи. Ведь с 2015 года этот налог решили привязать к кадастровой стоимости недвижимости - а тут уже совсем другие цифры. Ощутимую разницу почувствуют, без преувеличения, миллионы граждан - и прежде всего владельцы немудреной недвижимости, доставшейся в наследство от советских времен.

Серьёзные изменения затронут и налог на доход от продажи недвижимости. Минфин планирует не брать деньги с продажи единственного жилья, однако за продажу второй квартиры намерен взимать налог - и опять исходя из её кадастровой стоимости. Снова подчеркнем: обе меры вместе бьют в первую очередь по малоимущим. Получается, продавая лачугу в деревне или тёщину хату в аварийном доме, обладатели другого незавидного жилья вынуждены будут делиться с государством копеечной «прибылью». В то время как владелец самой роскошной квартиры в Москве, продавая ее за миллионы долларов в связи с отъездом на заграничное ПМЖ, освобождается от налога.

Настоящая битва разгорелась и вокруг идеи введения в России с 2015 года налога с продаж. Лоббисты поспешили заверить общественность, что президент страны одобрил такую меру, а руководителю кремлевской пресс-службы пришлось опровергать это сообщение. Скандальная ситуация! Дело дошло до того, что понадобилось проводить специальное совещание с участием главы государства, чтобы решить судьбу очередных налоговых «новаций», за которые вынуждают расплачиваться население.

Тем временем обещано в ближайшие годы и повышение подоходного налога (с 13 до 15%), и рост НДС (с 18% до 20%). При этом никаких гарантий, что наращивание налогов будет напрямую связано с усилением государственной социальной политики, нет и не предвидится.

Вывод очевиден: необходимо самым существенным образом корректировать налоговую систему в России. Никто не снимает с правительства задачи наполнения бюджета, но выполнение ее не должно возлагаться на плечи наименее защищенной части населения. Чтобы понять это и реализовать задачи в сегодняшних непростых условиях, нужны новые люди. Главный же специалист по налогам в Минфине, заместитель министра Сергей Шаталов, похоже, свое отработал. Лауреат премии Института экономики переходного периода Егора Гайдара почти два десятилетия олицетворял в своем кресле либеральную идею переустройства российской экономики.

Идея, прямо скажем, давно себя изжила. Как и ее охранители.