Кыргызстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное18 сентября 2014 7:00

Права человека – чему и как учат в автошколах Бишкека

Всего в Кыргызстане зарегистрировано около 230 учебных заведений. Итак, чему же я действительно научилась в одном из них и стоило ли это потраченных денег и времени…
Фото: из архива автора

Фото: из архива автора

Выбор заведения

Первым шагом в процессе перевоплощения пешехода в автолюбителя является выбор учебного заведения. Автошкол в Бишкеке много, но действительно хороших из них крайне мало. Для того, чтобы не ошибиться в своем выборе я поговорила с друзьями и знакомыми, которые в недавнем времени обучались либо еще учатся, а также посмотрела отзывы в интернете, расспросила о том, какие впечатления оставили инструкторы и преподаватели и удалось ли, в конце концов, чему-то научиться. Для многих важным критерием выбора автошколы может стать и стоимость обучения.

Мой выбор пал на относительно дешевое учебное заведение – 4 тысячи сомов за курс обучения, но и тут я наткнулась на подводные камни в виде дополнительных платежей. Оказалось, что за бензин взымается отдельная плата в размере двухсот сомов за час учебной поездки. Чтобы более или менее комфортно чувствовать себя за рулем нужно посетить минимум 10 практических занятий по вождению. В итоге выходит еще две тысячи сомов, кроме того от вас попросят еще несколько взносов, но об этом вы узнаете позже…

И вот выбор сделан. После чего предстоит собрать все необходимые документы. Их кстати не так уж и много – копия паспорта, три фотографии размером 3х4, а также медицинская справка, позже вас попросят взять справку о том, что раннее водительского удостоверения не имели. Итак, документы собраны, первый взнос по оплате за обучения сделан. Начинается процесс обучения, а начинается он с теоретических занятий, которые продлятся около полутора месяцев.

Учеба по картинкам

Некоторые курсанты автошкол не стремятся быть прилежными учениками и редко посещают теоретические занятия. По их мнению, можно прочесть учебник по автомобильному праву и все запомнить, зачем терять время на посещение занятий! Но с нами такой номер не пройдет, мы будем посещать занятия как положено, три раза в неделю на протяжении почти двух месяцев.

После всех проделанных процедур идем на первое занятие. Заходим в кабинет, где и будем учиться. Как и в любом классе, учебное пособие в виде дорожных разметок, знаков дорожного движения, устройство автомобиля развешаны по периметру кабинета, а также есть рулевой тренажер, которым мы, кстати говоря, так и не воспользуемся в процессе обучения. Единственная проблема на данном этапе обучения – в школе не предоставляют настольные учебные пособия, поэтому их пришлось купить.

Суха теория, мой друг…

К моему удивлению, преподаватель старается чему-то научить своих подопечных. На протяжении двух часов мы погружены в изучение правил дорожного движения. Для нас это ново, а значит интересно, поэтому время пролетело быстро. Но это только первое занятие…

После двух недель изучения теоретической основы мне, да и не только, честно говоря, поднадоело ходить на двухчасовые занятия по изучению ПДД. Численность группы с каждым занятием потихонечку начала сокращаться, многие стали интересоваться тем, когда же начнутся практические занятия, но им говорили еще рано. В итоге дотянули до последнего и многие не успели пройти десять положенных занятий.

Прошло полтора месяца. Вроде весь курс позади, но ощущение, что половину изученного либо забыл, либо вообще пропустил мимо ушей. В частности, устройство автомобиля. Вроде бы по законам логики то, из чего состоит автомобиль, нам должны были показать на практике, а не на картинке, висящей на стене кабинета, но этого не произошло, поэтому я до сих пор плохо себе представляю, где находится, к примеру, коленчатый вал и из чего он состоит. И думаю не я одна такая.

Теперь начинается самое веселое время – посещение уроков практического вождения.

Крепче за баранку держись, курсант!

Прежде, чем усадить обучающегося за руль настоящего автомобиля, по мнению специалистов, было бы полезно отработать одно-два занятия на специальном автомобильном тренажере-симуляторе, который помогает морально и физически подготовиться к первому уроку вождения. Но такого предмета и в помине не существует в здании автошколы, по крайней мере я его не видела.

Согласно требованиям ГАИ, начальное обучение вождению должно проводиться на специальных площадках, закрытых для движения автомобилей и пешеходов, но и ее не оказалось, не было также специальной парковки для учебных автомобилей.

Поэтому для курсантов автошколы, в которой я проходила обучение уроки практического вождения начинаются непосредственно с выезда на оживленную дорогу столицы. С одной стороны, возможно в какой-то степени это и правильно — курсант с первой минуты привыкает к тому, что от действий, которые он совершит, зависит, прежде всего, его же безопасность, а также других участников движения. С другой, не все оказываются готовы к этому психологически, многие начинают ошибаться или бояться сделать что-то не так.

Бишкекский дрифтинг

Прихожу на первое занятие. Меня усаживают на водительское сидение. Инструктор быстренько объясняет, что к чему, я естественно, мало чего понимаю. Отмечу: была ли я ранее за рулем – никто даже не интересуется. Благо, что практика вождения на тот момент у меня была, тут мне повезло чуточку больше, чем другим, кроме уроков в автошколе у меня была возможность постигать азы вождения и самостоятельно.

Выезжаем на одну из самых оживленных и опасных дорог нашей столицы. Сложно описать, как я выглядела и что чувствовала за время этой поездки. Одно сказать могу точно – в рулевое колесо я вцепилась так, что после поездки мои руки ужасно болели. В общем, до экзамена в РЭО ГАИ я успела посетить шесть из положенных десяти занятий.

И больше всего мне запомнилась поездка около Ошского рынка, где невежественные водители устраивают парковку где попало, где им вздумается, заняв при этом чуть ли не половину проезжей части. Для меня, как для ученика, ездящего второй раз по городу, было мучительно объезжать их.

У семи нянек дитя без глаза

За время уроков по вождению мне пришлось поездить на трех автомашинах разных марок, с разными инструкторами, которые обучают тоже по-разному. В итоге меня не обучили даже элементарным навыкам, которые должен знать каждый автолюбитель: правильно парковаться, ездить задним ходом, заезжать на подъем и еще куче необходимых мелочей, потому как инструкторы постоянно менялись. Взамен этому я вдоволь настоялась в пробках, наслушалась долгих сигналов нетерпеливых водителей, которые вечно куда-то торопятся и нарушают правила дорожного движения.

По требованиям технического осмотра в учебных автомобилях кроме основных педалей и зеркал заднего вида должны быть предусмотрены и дополнительные для инструктора. На всех тех машинах, на которых я успела поездить, дополнительные педали тормоза и сцепления были предусмотрены, а вот зеркала заднего вида я не наблюдала ни в одном из автомобилей.

Кроме того, на кузове машин должна быть указана информация о принадлежности к определенной автошколе и номера телефонов, а также шашка с пометкой «Учебная» либо «За рулем курсант». Эти требования были соблюдены полностью.

Право на права

Перед тем как нас направили на сдачу экзаменов в РЭО ГАИ, мы сдавали аналогичный экзамен в стенах автошколы, к которому мы готовились на протяжении почти двух недель. После того как экзамен сдан успешно, нам назначают дату и время столь долгожданных экзаменов в Регистрационно-экзаменационном отделении отдела безопасности дорожного движения Городского управления внутренних дел.

Ну, вот этот день пришел! будущие водители, в том числе и я, толпятся у дверей РЭО ГАИ. Заметно волнение, преподаватели пытаются подбодрить своих подопечных, у некоторых даже есть своя группа поддержки.

После получаса ожиданий наконец-то пришла, и наша очередь сдавать теоретический экзамен, который состоит из десяти вопросов, с правом на одну ошибку. Заходим в кабинет, где нас ждет нервная и раздражительная приемная комиссия. В нашем распоряжении целых пятнадцать минут. Я конечно же волнуюсь, боюсь ошибиться, а время уже заканчивается и на последней секунде я все-таки как-то умудряюсь ответить на последний вопрос правильно. Экзамен сдан, но это только первый этап, который нам предстоит пройти.

Зеленый свет!

После обеда нас ожидает экзамен по навыкам практического вождения, который вопреки сложившемуся в народе мнению, своими силами все-таки сдать возможно. Пришел мой черед садиться за руль и показывать то, чему я научилась. Я нахожусь под пристальным вниманием члена экзаменационной комиссии и первым делом мне предстоит настроить зеркала, с этим я справилась успешно, потому как инструктор все же научил меня этому.

Далее на импровизированной площадке меня просят сделать круг, сдать назад и проехаться до первого перекрестка (в нашем случае до места разворота). В этом деле главное, чтобы машина не заглохла, а то считайте экзамен вы провалили, прийти придется через неделю. Если же все сделано правильно и член комиссии не имеет претензий и замечаний, вам выдается карточка с оценкой, которую вы заслужили.

Остается еще одно испытание – написание заявления, оплата в кассу суммы в 1 200 сомов за документ, сфотографироваться и подождать всего полчаса. После которых я уже стою у окошка в ожидании своего водительского удостоверения. Наконец оно у меня в руках, и теперь я полноправный участник транспортного движения на дорогах!