Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Общество9 сентября 2014 8:15

Иван Арцишевский: «Человечество беременно новым миром"

Представитель Дома Романовых,главный специалист по этикету и протоколу, член «Союза Русских Дворян» рассказал о том, каким он видит будущее
Источник:kp.ru
Иван Арцишевский: "В основе понятия "петербуржец" лежат скромность и честность".

Иван Арцишевский: "В основе понятия "петербуржец" лежат скромность и честность".

Фото: Илья СМИРНОВ

- Иван Сергеевич, что вы вкладываете в понятие «быть петербуржцем»?

- В основе понятия «петербуржец» лежит скромность, честность, эрудированность, знание русской культуры и истории. Надо интересоваться современной историей, философией. И много думать, работать над собой.

«Культура поведения должна стать модой»

- В музеи надо обязательно ходить, а не просто знать, что живешь в городе музеев. Мы с женой недавно шли мимо, зашли в Эрмитаж. Бежит начальник международного отдела: «Иван Сергеевич, что случилось, кто приехал?!» Я успокоил: мы просто так зашли. Времени мало, но иногда его находим. И концерты хорошей музыки обязательно надо посещать. Музеи, театры и делают город таким, какой он есть. Архитектура «строит» человека. Город-то великий.

- Обязательно ли ходить в музеи и читать книги, чтобы стать лучше?

- Без книг не бывает ничего! Другое дело, что сейчас есть электронные. У нас женой всегда была проблема, куда девать книги, а сейчас проблемы нет. Читать, всем интересоваться – это единственный способ, другого нет. Только работа над собой, работа ума.

- Как вы оцениваете уровень культуры современного петербуржца: высокий, средний, низкий…

- Да уж упала культура! Много приезжих, идет размывание, и петербуржцы мало сопротивляются. В субботу я наблюдал такую картину: "Ролс Ройс" встал ровно на зебру. Я даже сфотографировал. Это неуважение к людям. Но такие водители не понимают. В этом плане культура очевидно падает. Хамоватость появилась.

Фото: Архив "КП"

Фото: Архив "КП"

- Может, со временем такие люди, пожив в Петербурге, станут лучше, придут в себя?

- Для этого должно быть то, что называют общественным суждением. Например, ребенок не поздоровался с соседкой. Соседка сказала об этом маме. Мама сделали внушение ребенку. Это не стукачество, которого мы так боимся после того, как сами пересажали треть страны. Это воспитательный момент. Надо начинать с того, чтобы учить детей здороваться: в лифтах, подъездах, в магазине. Хотя с обслуживанием в торговле у нас еще очень плохо. Продавцы как будто сердятся на покупателей. Это удивительно.

- В советские времена продавщицы говорили: вас много, а я одна…

- Сейчас это усилилось. Чувствуешь себя виноватым, что ты стоишь по эту сторону прилавка, а она по ту. Владельцам важно больше продать, а покупатели все равно придут. В том же Париже с тобой и поздороваются, и улыбнутся, и попробуй не улыбнуться в ответ!

- А вы как реагируете на хамство?

- Чаще никак - бесполезно.

- Не случалось ответить крепким словцом?

- Я конфликтологию преподаю, поэтому странно было бы, если бы я так поступал.

- А какой совет можете дать? Что делать, если тебя обхамили, внутри все кипит?

-Не надо отвечать на конфликтоген (провоцирующее слово. – ред.). Конфликты нужно гасить. Если нет возможности воздействовать, то ни в коем случае не ругаться. Если можно – разумно объяснить человеку, пожаловаться руководителю. Но чаще не получается. Поэтому надо объяснять через прессу, фильмы. Культура поведения должна стать модой. Мода – не только красивая одежда, но и красивое поведение. Надо создавать общественное мнение, что если человечество и выживет, то только потому, что существует уважение друг к другу, к достоинству другого человека. Ты можешь человека не любить, но уважать его обязан. В этом - идеология сегодняшнего мира. При всем при том, что кажется – вокруг черт-те что происходит. На самом деле статистика показывает: мир все-таки гуманизируется.

- Вы в это верите?

- Я верю цифрам. Есть статистика по поводу убийств на душу населения. По сравнению со Средними веками сейчас количество преступлений уменьшилось. Раньше человеческая жизнь не стоила ничего. Сейчас, безусловно, стала цениться больше. Просто мы знаем больше, быстрее узнаем, и нам кажется, что ужас что происходит. А на самом деле мир становится лучше, несмотря на все войны. Процесс этот идет и будет идти дальше. А кто не поспеет, тот не поспеет.

«Через двадцать-тридцать лет мир кардинально изменится»

- То есть лет через сто все будут здороваться в подъездах, не хамить в магазинах, не стрелять друг в друга на баррикадах?...

- Не знаю, сколько на это потребуется, но при росте численности людей человечество не выживет, если каждый не научится уважать достоинство другого человека. Нам кажется, что все хуже, когда смотрим по телевизору, как воюют, взрывают, разгоняют демонстрации. Но сколько- то тысяч лет назад завершился процесс формирования тела, а сейчас идет процесс формирования духа, нравственного начала. Мы начинаем ценить личность как таковую.

- Что нужно делать, чтобы считать себя культурным человеком?

- Уметь правильно коммуницировать (общаться. –ред.). Это целая система. То, что раньше назвалось этикетом.

- Раньше дворяне знали, как правильно войти в гостиную, поцеловать дамам ручку…

- А сейчас сословия не важны – ценится только то, что вы лично из себя представляете. Что вы умеете, знаете, можете дать человечеству. Мир меняется кардинально. Вступаем в совершенно новую фазу.

- Раньше это было проклятием – «Что б тебе жить на переломе эпох!»

- Мы живем в очень интересную эпоху. Мы вообще на переломе мира! Капитализм закончился. Империализм, по Марксу, не наступил. Но что дальше? Мы говорим, у нас постиндустриальное общество. А что дальше, после постиндустриального общества? Какое оно будет? Все эти трагедии, которые сейчас происходят, с точки зрения философии – признаки этого перехода. Мир беременен другим временем. И признаки этого - трагедии. Что-то с человечеством произойдет в ближайшие двадцать-тридцать лет. Мы начинаем переходить совершенно в другую реальность.

Наступает другое понимание, технологическое, идеологическое.

Философы это очевидно ощущают. И мы говорим: мир – на перепутье.

Другое дело, что об этом почему-то не говорят. Может, «Комсомольская правда» напишет?

- С удовольствием. Но как в сказке получается: направо пойдешь – голову сложишь, налево – коня потеряешь… Куда идти-то?

- Уже вполне определилось, куда все идет. Конечно, человечество может нажать кнопку и уничтожить себя… Мы пока дикари. Сжигаем свою планету, чтобы получить энергию. Нравственно далеки от совершенства. Умирающий парень в Шереметьево полтора часа ждал «Скорую». Это наша нравственность. Мы ее потеряли, надо возвращать. Но перед переходом в другую реальность стоит все человечество. Сможем ли? Хватит ли сил?

- И ума…

- Посмотрите: меняются все общественные институты. Старые уже не работают. И мы это ощущаем какими-то кусочками, которые нас касаются. На самом деле, если посмотреть сверху, то сразу видно, как резко изменился мир. Простой пример: раньше нужно было платить в кассу, сейчас достаточно открыть ноутбук. И это только то, что на поверхности. Управление государством становится другим. Обязанности, а только права – вот идея настоящей русской аристократии, дворянства. А не растопырить пальцы: у меня голубая кровь, всем стоять. Или сейчас - стал начальником, и плевать на всех хотел. Это ужасно. Мы с женой преподаем президентскому резерву, администрации Президента, и очень надеемся, что молодежь, новое поколение, которое придет к власти, будет уже с новой идеологией. Она легко прививается, молодежь воспринимает на ура.

- Хотите сказать, что новые чиновники не будут воровать и будут уважать людей?

- Те, которым сегодня 14-15 лет – безусловно. Кому 25 – тяжеловато, но воспринимают. Воровать не будут не потому, что поймают и посадят. Просто потому, что воровать нельзя.

- Вы говорите, капитализм провалился, империализм не наступил… Что же все-таки это будет за общество?

- Капитализм не провалился, а переходит из одной стадии в другую. Посмотрите капитализм шведский, швейцарский - он так похож на социализм. Безусловно, эти общества передовые, они переходят в социальные общества – не путать с социалистическими.

- Маркс о таком и не догадывался!

- Маркс говорил о классе рабочих. Сегодня этого класса не существует. Смотреть на человечество с точки зрения классов абсолютно неверно, как оказалось. Но Маркс был прав во многих других вещах, в той же прибавочной стоимости, но не в классовом разделении. Хотя во всем мире он ценится как философ.

- А Ленин? Он тоже много трудов написал…

- Во-первых, все это писал не он, а его замечательная супруга, как известно. Он – революционер, террорист. Как философ – нет. Он мстил за брата.

Откровенно

«Без книги не бывает ничего»

- Гордитесь своей «голубой кровью»?

- Помилуйте, нет, конечно! Голубой крови не существует. А сегодня тем более, когда ценятся не происхождение, а знания конкретного человека.

- Вас в детстве как наказывали?

- Лишали мороженого! Вообще самое страшное наказание – моральное осуждение. Но я уже лет с десяти прислуживал в церкви и зарабатывал деньги.

- А за что наказывали?

- Пытался создать искусственную нефть. У меня была маленькая лаборатория. Однажды она взорвалась. Моя младшая сестра получила ожоги лица. Мне попало, конечно. Но это было научное исследование! У меня были телескопы, микроскопы… Мы шкодили, но не воровали – наоборот, создавали. Не преступали нравственные законы.