Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 сентября 2014 5:00

Талантбек Исаев: «Пробки не на дорогах, а в головах!»

Начальник ДПС МВД КР в интервью «Комсомолке» - об ужесточении административного наказания за нарушения ПДД, новшествах при оплате штрафов, взяточничестве и борьбе с «блатными» нарушителями
Фото: kenesh.kg

Фото: kenesh.kg

Штрафы ого-го!

Аккурат к наступлению нового учебного года с подачи главного инициатора и разработчика законопроекта о повышении штрафов депутата Дастана Бекешева, при поддержке его коллег и с легкой руки президента, подписавшего документ, вступили в силу поправки в Кодекс КР об административной ответственности. Отдельных участников дорожного движения новая система штрафов уже на бумаге повергла в шок - из-за запрета на провоз «лишних» пассажиров забастовали маршруточники.

«Мы разрешим какое-то количество стоячих пассажиров, но ни в коем случае не позволим, чтобы люди набивались в салон микроавтобуса как раньше, было дело, что и вываливались на ходу!» - перед встречей со столичными автоперевозчиками объясняет мне в своем кабинете начальник ДПС МВД КР Талантбек Исаев. Спустя месяц со дня введения новых штрафов генерал-майору милиции есть, что рассказать.

- Талантбек Кедейканович, нововведения, ожидаемо, вызвали недовольство автолюбителей. Жалуются: с новыми штрафами увеличатся только размеры взяток и аппетиты гаишников, а на ситуацию, в целом, это никак не повлияет. Вы сами выезжаете в рейды. Были уже прецеденты? Как реагируют водители на новую систему штрафов?

- Давайте начнем с того, что поправки в Административный кодекс предусматривают не только ужесточение наказания за нарушение ПДД. Появились новые нормы. Так, за незаконную и необоснованную остановку автотранспорта штраф в 5 тысяч сомов будет налагаться на сотрудников органов внутренних дел. Другой важный пункт: 25 % поступлений от денежных взысканий пойдет на улучшение материально-технического состояния ДПС и поощрение личного состава. Это сделано в первую очередь для того, чтобы минимизировать коррупцию и снизить поборы на дорогах. За свой честный труд наши инспекторы будут получать честное вознаграждение в виде премии. Они сами (к слову, средняя зарплата сотрудников ДПС - 10-12 тысяч сомов. - Прим. авт.) относятся к этому скептически, все еще не могут поверить в прибавку к жалованью. Сейчас прорабатываются подзаконные акты, будут приказы. Даю слово: бонусная система заработает! Хочется выразить особую благодарность депутату Дастану Бекешеву, который инициировал этот законопроект, поддержал нас и довел дело до конца.

Что касается наказания, да, за некоторые правонарушения штрафы выросли в разы. К примеру, за управление транспортом в нетрезвом состоянии мы вообще предлагали штрафовать на 50 тысяч сомов. Депутаты парламента при обсуждении законопроекта опустили планку до 10, но мы и этому рады. Человеку, который ездит на машине за 50-70 тысяч долларов, заплатить полторы тысячи сомов ничего не стоит. И чувствуя такую безнаказанность, он будет регулярно нарушать ПДД. 10 тысяч - уже существенная сумма. Примеры есть. Недавно мы проводили рейд на Иссык-Куле, где в конце летнего сезона наблюдался большой наплыв автотранспорта. И во время проверок были задержаны автомашины с подложными номерами. Если раньше штраф за такое правонарушение составлял 500 сомов, то сейчас - 5 тысяч. Нарушители отправлялись в Чолпон-Ату, оплачивали в терминале и возвращались за водительскими правами с круглыми глазами: «Ого, какие штрафы! И нужно мне было вешать этот номер!». Примечательно, что все трое ездят на «Рендж Роверах»… В городе стали дисциплинированнее водители микроавтобусов. Штрафы за перегруз, остановку, высадку и посадку пассажиров в неположенном месте бьют по карману. Помаленьку-потихоньку порядок наведем.

- Чем еще можете похвастаться в борьбе с нарушителями?

- С прошлого года внедрили электронные алкотестеры турецкого производства. Помните, как раньше сотрудники ДПС пытались выявить пьяного за рулем по запаху - и смех, и грех. Кроме того, у нас появились радары с фото- и видеофиксацией, «запоминающие» номер машины и скорость, с которой двигался водитель. В случае, если возникнет спорная ситуация между автовладельцем и инспектором, эти материалы послужат неоспоримым доказательством.

Еще одно новшество, большой шаг в борьбе с поборами на дорогах, - оплата штрафов через POS-терминалы с помощью кредитных карт и через платежные терминалы в сети «Народный». Когда-то мы сами поставили водителя в такие условия, что ему проще было дать нерадивому гаишнику мзду, чем остаться на долгое время без прав. Благодаря новым системам оплаты больше не нужно выстаивать очереди в кассах Кыргызпочтасы или дожидаться начала рабочей недели, чтобы заплатить деньги и забрать водительское удостоверение. Согласитесь, это удобно. Планируем установить такие терминалы на каждой автозаправочной станции.

- Активность ДПС по поимке нарушителей увеличилась несомненно. А если будут переусердствовать? На неоднократном опыте друзей и знакомых - первый полу-утвердительный радостный возглас гаишника при остановке водителя: «Пил!». Да еще и приборы ваши каким-то волшебным образом обнаруживают процент алкоголя, отличный от нуля, несмотря на то, что человек не употреблял спиртное долгое время. Как доказать инспектору свою правоту?

- Если сотрудник ДПС принципиально настаивает на своем - только через медосвидетельствование. Если анализ не покажет отклонения от нормы, водитель может обратиться с жалобой к нам или оспорить решение инспектора в суде. Но до суда, думаю, доводить смысла нет. При абсолютной уверенности в своей правоте лучше разобраться в ситуации на месте, вызвав командира наряда. Повторюсь еще раз: беспричинно ни один сотрудник Дорожно-патрульной службы не должен останавливать автотранспорт. Это происходит либо при нарушении ПДД, либо во время рейдов для проверки документов и законности наличия регистрационных госномеров, либо когда есть факты угона, и ваша машина, к примеру, попадает под описание. При остановке советую водителям не выходить из авто. Офицер должен сам подойти и представиться. Обязанность автовладельца - предъявить по требованию техпаспорт и водительское удостоверение. Если все документы в порядке и никаких нарушений со стороны водителя не было допущено, задерживать его более не имеют права.

- О системе оплаты на месте через терминалы мы поговорили, но согласитесь, со значительным увеличением штрафов у одних возникает желание заплатить меньше, а у других - положить «шабашку» в карман.

- Конечно, человеческий фактор нельзя исключать. И тот, кто дает, и тот, кто берет деньги - оба преступники. Но здесь все зависит от водителя. Если он добросовестный и чтит законы, то заплатит штраф официально. Я призываю не уповать на нечестность инспектора ДПС, не давать взятку, а быть честным, прежде всего, перед самим собой.

Праворульки, плохая разметка и аварийные перекрестки

- Как сегодня можете оценить общую ситуацию на дорогах?

- Благодаря проведению оперативно-профилактических мероприятий рост аварийности по республике удалось сдержать. За 7 месяцев этого года в Кыргызстане произошло 3 850 ДТП (3 654 - в 2013-м). Рост составил 5,4 %, тогда как в прошлом году, в сравнении с аналогичным периодом 2012-го, он достиг 60 %. Погиб 521 человек (592 - в 2013-м) - на 12 % ниже прошлогодних показателей. На 7 % уменьшилось число раненых.

Конечно, мы стремимся к тому, чтобы этих цифр не было вообще…

- По-прежнему остро стоит вопрос детского травматизма. Что было сделано к новому учебному году, чтобы обезопасить наших маленьких пешеходов?

- Ежегодно совместно с Минобразования и образовательными учреждениями мы проводим акцию «Внимание - дети!». Наши инспектора распределены по школам, читают ребятам лекции вместе с участковыми и учителями. На мой взгляд, чтобы уменьшить количество ДТП с участием детей, в школьные программы нужно ввести больше часов по правилам дорожного движения.

- У нас вроде бы каждый первоклашка знает, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, только вот эти зебры во многих местах так «вылиняли», что при дневном свете не разглядишь. Да и с дорожной разметкой - беда…

- Действительно в этом направлении работа ведется очень плохо! Городские власти и администрации населенных пунктов ссылаются на отсутствие денег. На междугородних трассах, бывает, вообще нет разметки, а ведь она в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения, особенно ночью и при плохих погодных условиях. В последнее время в целях экономии дорожно-коммунальные службы наносят разметку простой ацетоновой краской, которая стирается в течение месяца, а наносить по всем требованиям нужно термопластик - специальную смесь со светоотражающими частицами.

- Назовите самые аварийные участки в городе, где водителям следует быть предельно осторожными.

- Уже второй год просим муниципалитет запретить в любом направлении левый поворот на Чуй/Ибраимова. Машины, которые направляются вниз по Чую и которым нужно проехать в сторону ЦУМа, поворачивая налево, не успевают завершить маневр, когда уже по Чуйскому проспекту загорается зеленый свет. Вот вам, пожалуйста - дорожный затор. Если водитель движется со стороны площади Победы в сторону Гоголя, он мог бы развернуться на Киевской, повернуть вниз и на Чуйском проспекте без помехи уйти направо, не совершая левый поворот на этом сложном перекрестке. Следующий проблемный участок - Южная магистраль/Баха. Что ни день - то авария. Там тоже надо запретить левый поворот, как мы это сделали на Манаса и Южной магистрали. А посмотрите, какая ситуация на перекрестке Южная магистраль/Советская. Проблема та же - очень сложно поворачивать налево.

- Вы настаиваете на запрете ввоза в страну праворульных машин, с чем многие автолюбители, конечно, не согласны. Считаете, это спасет положение?

- Это одна из мер по сокращению числа аварий. По статистике, количество зарегистрированного автотранспорта в республике уже перевалило за миллион. Если быть точным, сегодня на учете состоит 1 млн 40 тысяч 571 автомашина (для сравнения, в 2005-м было чуть более 400 тысяч). При этом количество авто с правым рулем составляет порядка 13 % от общего количества автотранспорта. В 2006 году в Кыргызстан завезли 3 100 праворуких машин и 45 тысяч - леворуких. А за минувшие полгода на учет поставлено 21 тысяча праворульных и почти 28 тысяч - леворульных. Цифры практически сравнялись! Если и дальше пойдем такими темпами, праворуких автомобилей станет больше. И что тогда? Будем переписывать ПДД, переделывать разметки и знаки? Это какие колоссальные деньги нужны!

К тому же не новость, что такие автомобили создают риск и угрозу для жизни. Особенно при обгоне. Относительно свежий пример: шестеро погибших на трассе Бишкек-Ош. За рулем праворульной «Хонды Одиссей» была неопытная женщина-водитель. В ее салоне погибли четверо. Владелец второго праворульного минивена «Хонда Стэпвэгон» на своей машине таксовал... Статистика показывает, что на межобластных маршрутах все больше появляется такси с левым рулем. И чтобы хоть как-то ограничить их количество, мы инициировали, а депутаты поддержали изменения и дополнения в законы «О дорожном движении» и «Об автомобильном транспорте». С 1 января 2016 года категорически запрещается использование праворульных машин в коммерческих целях. Кроме того, мы предлагаем запретить или ограничить ввоз праворульных авто. Законопроект пока рассматривается в Жогорку Кенеше. Это необходимость. Тем более с условием вхождения в Таможенный союз. Мы не требуем запретить эксплуатацию уже ввезенных машин, но ограничить их поток нужно.

«Неприкосновенных» больше не будет

- Талантбек Кедейканович, перейдем от общего к частному. Что за история приключилась с главой Минмолодежи Алиясбеком Алымкуловым и его супругой?

- То, что произошло в правительстве (на заседании кабмина министр обрушился с критикой на главного милиционера страны Абдылду Суранчиева за распространение «ложной информации в СМИ» - Прим. авт), я не могу комментировать, а о том, что было на дороге, расскажу.

- Она нарушила?

- Да. В населенном пункте, где ограничение скоростного режима 60 км/ч, супруга Алиясбека Алымкулова ехала со скоростью 91 км/ч. Первоначальная информация, появившаяся в СМИ, в том числе с моей подачи, признаю, оказалась неточной. Никакого конфликта не было. Немного поговорили на высоких тонах. Но потом Алымкулов признал, что его жена превысила скорость, извинился и пожелал удачи нашим сотрудникам. Инспекторы приняли извинения. Протокол составлять не стали, ограничившись устным предупреждением. Вот и все.

- А можно ли найти управу на важных персон и мажоров, которые считают, что достаточно махнуть корочкой перед носом гаишника, пригрозить, нагрубить и спокойно укатить по своим делам?

- Можно. И нужно. Ведь на дороге все равны. Будь ты депутат, министр, генерал, мастер спорта или школьный учитель. В последнее время часто привлекаем к административной ответственности людей высокого ранга, в том числе из силовых структур. Да, случается, показывают корочки, их отпускают. Но сейчас инспекторы стали работать более принципиально. Буквально на днях лично остановил машину с четырехзначными KG номерами, чтобы проверить документы на авто. Нередко с такими номерами ездят родственники или даже знакомые депутатов парламента - думают, что сотрудники ДПС не будут их трогать. Еще как будут! Водитель, которого я остановил, депутат Жогорку Кенеша, стал возмущаться: «Какое ты имеешь право меня проверять?!». Произошла перепалка. Но документы он, в конце концов, показал, они были в порядке.

«Неприкосновенных» нет. Все должны строго соблюдать правила ППД и быть взаимовежливыми. Ведь зачастую даже дорожные заторы в городе создаются искусственно - из-за неуважения людей друг к другу и несоблюдения правил. Неработающий светофор, большой поток автотранспорта - вовсе не причина пробок. Пробки не на дорогах, а в головах!

Языком цифр

ДПС удалось добиться снижения количества ДТП во время туристического сезона. С 1 июня по 31 июля 2013 года на трассе Кордай-Каракол произошло 149 дорожно-транспортных происшествий, погибло 34 человека, 247 получили ранения. В 2012 году число погибших достигло 59! В этом году за аналогичный отрезок времени зарегистрировано 99 автоаварий, в которых погибло 14 человек, 181 ранен. По сравнению с прошлым годом уменьшить число жертв удалось на 58, 8 %, раненых - на 26, 7 %. По статистике, 80 % ДТП происходит по вине водителей, которые не соблюдают скоростной режим...

На заметку

Куда звонить, если не работает светофор

Причиной неработающих на дорогах светофоров в Дорожно-патрульной службе называют аварийные отключения электроэнергии. В некоторых случаях сотрудники ДПС не успевают регулировать движение транспорта. Сообщать о неработающих светофорах водителей просят в дежурную часть по телефонам:

(0312) 53-01-81, (0312) 63-09-00, (0312) 63-09-01.

Обратная связь

Спрашивали? Отвечаем!

- В каких случаях остановка автотранспорта считается незаконной? - интересуются наши читатели.

- Согласно статье 234-1 Административного кодекса КР остановка автотранспорта считается незаконной, если инспектор не предъявляет по требованию водителя служебное удостоверение. При этом владелец авто должен зафиксировать это на видео и передать видеозапись в суд, - объясняет старший инспектор пресс-службы ДПС МВД Тилек Оторов.

- Может ли наряд ДПС нести службу в гражданской одежде и на гражданской машине?

- Сотрудники дорожно-патрульной службы обязаны быть в форме. Что касается служебного транспорта, из-за нехватки машин нашим инспекторам разрешено прибывать на пост на личном авто. Но вести надзор они должны в пешем порядке.

- Имеет ли право инспектор ДПС останавливать авто на ходу?

- При необходимости офицер может путем преследования остановить автомобиль. Здесь речь идет, как правило, о гражданах, не подчинившихся требованию представителя закона об остановке, нарушителях ПДД или водителях, машины которых попадают под ориентировку. Но даже если вы считаете, что не совершили ничего противозаконного, не нужно конфликтовать. Покажите документы и спокойно езжайте дальше.

- Каков порядок медосвидетельствования с использованием прибора на месте? Протокол составляется до проверки или после?

- Согласно приказу МВД КР №848 от 6.11.2012 (пункт 4.35) при подозрении на алкогольное опьянение водитель обязан пройти алкотест на месте или медосвидетельствование в наркологическом диспансере. В случае, если факт алкогольного опьянения подтвердится, будет составлен протокол.

За отказ от прохождения медицинского освидетельствования автовладельцу грозит штраф в размере 10 тысяч сомов или лишение права управления авто сроком на три года.

Вырежи и сохрани

Новые штрафы: сколько придется платить