Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Экономика24 августа 2014 22:00

Сдай «старушку» - купи легковушку!

Чтобы спасти отечественный автопром, в правительстве собираются возобновить программу утилизации. Это когда вы получаете скидку на покупку новой машины, если избавились от прежней

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Экономика переживает не лучшие времена, и в первую очередь проблемы - у производителей и продавцов авто. Ведь кушать хочется всегда, а с покупкой новой машины можно и повременить.

ВОТ - НОВЫЙ ПОВОРОТ

С промышленной политикой в России дела обстояли не лучшим образом и в благополучные годы. Зато в автопроме усилия правительства дали прекрасные плоды. Мировые бренды стали делать в России. А наши исконные производства вроде АвтоВАЗа почувствовали реальную конкуренцию и стали работать лучше. Но вот - сначала признаки кризиса (ослабление рубля, снижение реальных зарплат), а теперь еще и санкции. На днях министр промышленности и торговли Денис Мантуров, положительно в целом оценивая перспективы промышленного роста страны в этом году, высказал озабоченность ситуацией в автопроме.

- На 2,5% за полгода упало производство легковых автомобилей, - заявил он. - Наиболее серьезно сегодня упал объем производства по легким коммерческим грузовикам, поскольку использовали их в основном в малом и среднем бизнесе. Из-за недоступности кредитных ресурсов предприятия не имеют возможности часто обновлять автомобильный парк.

ОТВЕРТКА ВНЕ САНКЦИЙ

Мнение министра подтверждается и выкладками аналитиков. По данным агентства PricewaterhouseCoopers, продажи легковых авто в этом году в нашей стране упадут. Причем, как говорят аналитики, снижение продаж чисто российских авто составит 12%, местных иномарок - на 3%, иномарок, собранных за рубежом, - на 15%. Как видим, неприятности в первую голову коснулись нашего собственного автопрома и зарубежных поставок, последнее понятно, ведь рынок защищен ввозными пошлинами. Из-за пошлин импортные машины крайне дороги, а, учитывая неопределенность на рынке кредитования, народ от таких покупок отказывается в первую очередь.

Но почему страдает так сильно наш собственный автопром? Где же хваленое импортозамещение?

Продажи АвтоВАЗа падают с тех пор, как отменили программу утилизации (покупаешь новую машину ВАЗа, сдавая старое авто, - получаешь скидку), говорит советник Института современного развития Никита Масленников.

- Наши автомашины вступили в прямую конкуренцию с иномарками, собранными в России, и предсказуемо проиграли, - говорит эксперт.

В то же время на отверточной сборке санкции пока не сказались, говорит Масленников, и нет пока никаких оснований думать, что скажутся.

- Иностранные компании пока не получали указаний от своих правительств не иметь дела с Россией, - указывает Масленников.

Более того, по данным эксперта, Минпромторг счел сам механизм отверточной сборки настолько успешным, что намерен распространить его и на другие сектора промышленности. Масленников считает, что у министерства получится, потому что «кроме как в оборонке пока санкции реальному сектору не грозят».

ЗОЛОТОЙ УТИЛЬ

Итак, главные причины падения рынка автомобилей - все же не санкции, а снижение реальных доходов населения, неуверенность в будущем, смена приоритетов (из нескольких важных покупок придется выбирать одну, и это не автомобиль), наконец, недоверие к банкам и боязнь брать кредиты.

Чтобы подстегнуть спрос на автомобили, в Минпромторге намерены вернуть программу утилизации. Так что, когда АвтоВАЗ выйдет из отпуска (там отправили на каникулы всех, от рабочих до начальников, рассказали «КП» на предприятии), возможно, завод ждет приятная для него новость. Хотя радоваться мало чему. Как только у АвтоВАЗа убирают «подпорку», некую льготу, которой нет ни у кого больше, он начинает терять продажи, что, конечно, совсем нехорошо. Кстати, руководители АвтоВАЗа пересели на авто собственного производства. По мысли топ-менеджмента, это должно повысить доверие к продукции у покупателей.

Но идей, как поддержать автопром, на самом деле много. Так, переход на стандарт топлива «Евро-5» обычно рассматривается в связи с рынком бензина. Но на самом деле речь идет и о поддержке отечественного производителя машин. С 1 января следующего года предприятия - строительные компании, автотранспортные фирмы - должны выкинуть старые автобусы и грузовики и купить те, которые могут на более чистом топливе ездить. Это создаст по идее гигантский единовременный спрос на продукцию, загрузит предприятия автопрома.

Другой неожиданной поддержкой выглядит идея разрешить тратить материнский капитал на покупку авто. Во всяком случае проект такого закона поступил в Госдуму. Конечно, в пояснительной записке к законопроекту о лоббировании автопрома сказано как бы между прочим, все ради «повышения рождаемости», что немного смешно - мы не американцы, чтобы новое поколение делать в фургонах. Сейчас материнский капитал можно тратить только на неотложные нужды и прежде всего - на покупку недвижимости. Когда идея с капиталом только начиналась, в стране был тренд на поддержку строительной отрасли. Но теперь ситуация изменилась. Как сказано в законопроекте, приобретать можно будет любой автомобиль, лишь бы он был собран в России.

ТУМАН НА ТРАССЕ

Что все-таки ждет российский автопром в ближайшем будущем? Никита Масленников считает, что пока рост промышленности, наметившийся в мае, крайне неустойчив и связан с косвенными факторами. Предприятия, пока не ударили санкции и другие кризисные явления, работают на склад, предполагая: раз еще можно производить, надо производить, потом, мол, продадим постепенно.

- Главная причина торможения автопрома и вообще реального сектора - не санкции, а непоследовательная политика правительства, - считает эксперт. - В правительстве заверяли, что налоги не вырастут, теперь говорят, что вырастут через год-два. В правительстве рапортуют, что инфляция низкая, при этом кредиты постоянно дорожают, и что толку с низкой инфляции, коли денег взять на развитие нельзя?

Но главный риск от санкций, резюмирует эксперт, это возможные попытки правительства создать пострадавшим предприятиям излишне тепличные условия, чтобы компенсировать им потери. Все, что нарушает естественную рыночную среду, - вредно.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Сергей КАНАЕВ, лидер Федерации автовладельцев России: Ждите скидок и не берите в кредит

- Программа утилизации скоро заработает, и она вместе с другими мерами российскому автопрому поможет. Я надеюсь, что наш автопром воспользуется новой передышкой и наконец-то обеспечит должное качество. В новой инкарнации программа утилизации будет такой, что половину скидки представляет государство, другую половину - салоны. Согласятся ли они на эти правила? Думаю, у них нет выбора. Они понимают, что при таком падении спроса их ждет судьба туристических фирм - массовый коллапс. Для потребителя это означает, что снова есть возможность купить авто со скидкой. Для промышленности - что будут реальные заказы, в частности, наша промышленность уже готова выпускать двигатели под топливо «Евро-5», был бы спрос, а он будет.

Как экономист, советую всем, кто гадает, что делать с «лишними деньгами»: если хотите купить автомобиль, ждите программы утилизации и покупайте. Только не в кредит, не те времена, чтобы переплачивать.