Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды14 августа 2014 8:15

Светлана Дружинина: Анфиска из «Девчат» помогала мне доставать молоко для детей

Знаменитая актриса и режиссер пообщалась с «Комсомолкой»
Во время «Балтийских дебютов» Светлана Сергеевна много гуляла по Светлогорску, который произвел на нее неоднозначное впечатление.

Во время «Балтийских дебютов» Светлана Сергеевна много гуляла по Светлогорску, который произвел на нее неоднозначное впечатление.

Фото: Александр КАТЕРУША

КАЖДОЕ УТРО В БАССЕЙНЕ

Светлана Сергеевна, как проходит ваше лето?

— В этом году лето выдалось активным. Мы (говорит про себя и супруга кинооператора, Народного артиста Анатолия Мукасея, с которым приезжала в Светлогорск - Авт.) даже подустали от некоторых мероприятий, кое от чего смогли отказаться. Невозможно объять необъятное. Жизнь одна (смеется). Перелеты не просты. Мы побывали на очень хорошем фестивале русского искусства в Баден-Бадене. Были в лагере «Орленок», а это уже святое, потому что там дети. Обязательно надо присутствовать в «Орленке», чтобы побеседовать, дать мастер-класс. После «Орленка» я была в Севастополе – отказать себе в этом не могла. Хотя подряд было несколько больших перелетов, переезды на машине, где укачивает, но все-таки это Севастополь, Крым… Крым стал русским, нашим и там первый год проходил фестиваль, организованный Госфильмофондом во главе с Николаем Михайловичем Бородачевым. Только благодаря ему можно было так быстро сориентироваться и организовать фестиваль. И затем я приехала в Светлогорск. Меня интересовал фестиваль «Балтийские дебюты» хотя бы потому, что хочется узнать, чем живет Прибалтика. Я первый раз здесь, хотя меня приглашали раньше. Меня приглашали в жюри «Дебютов», звали чуть ли не на место председателя. Но я не знала, насколько я вырвусь, сколько смогу пробыть в Светлогорске. Я же после вас сразу уезжаю в Вильнюс. Это тоже работа – работа с русскоязычной диаспорой нашей. Потом у меня Рига, там тоже Русский дом, тоже все хотят что-то услышать, поделиться мыслями, спросить. Вот такая у нас с Анатолием Михайловичем в этом году жизнь. И это хорошо. Потому что пока мы востребованы, идет смена впечатлений. Я иногда слышу, как у кого-то начинаются занудства: «Мы устали, опять самолет, опять чемодан». Но это все быстро уходит. Да и потом мы встречаемся с интересными людьми, мероприятия замечательные.

То есть вы уставать не хотите?

— Все мы устаем, я тоже человек, причем не первой юности. Тоже устаю. Но до тех пока мне жить интересно, я живу. Мне в Светлогорске интересно. Сегодня я была на этой самой сумасшедшей лестнице у отеля «Русь», которая ведет вниз к морю. Я второй раз по ней прошлась и понимаю, какая она была роскошная и как она была потрясающе придумана архитекторами и градостроителями. Сейчас она просто загажена. Это же не просто спуск к воде, это была смотровая площадка. Ведь вокруг вырос подлесок, какими-то бутылками загажены все глубины… А ведь там остались кронштейны с лавочками, где были впереди пространства. Что вы! Поднимаетесь и сидите, не пыхтите. Я своего мужа по лестнице водила. Он сказал, что спуститься было легко, а подняться… «Больше никогда не пойду» - сказал он.

Вообще, мне все тут безумно интересно. Это же были избранный курорт высокопоставленных военных и приближенных к Кайзеру людей. И это видно! Это удивительное, прекрасно, холеное, продуманно, несколько запущенное место. Очень жаль. Мне интересно было посмотреть и на Куршскую косу, где лучшие песчаные берега.

Вы невероятно активный человек. Говорят, в бассейне каждый день плаваете туда-сюда на скорости. Сколько проплыть можете?

— Когда-то я могла, как говорят, уплыть за горизонт. Потом Анатолий Михайлович сказал: «Когда ты уплываешь далеко, и я не вижу твою голову, знай, что я умираю. Так я умру на 10 лет раньше» (смеется). Так же он меня отвадил и от машины. С тех пор я плаваю вдоль берега. Сколько – никогда не измеряла. Всем холодно, а мне нравится. В бассейне я тоже не меряю расстояния. В бассейне, где мертвая вода, все сидят и бултыхаются, расправляют свои плечи, болтают. В мертвой воде надо плавать! Сколько? В чистом виде 15-20 минут без остановки. Каждое утро, до завтрака. Тем более, если есть горячий душ и хорошая сауна: есть возможность погреться и помассировать себе загривок.

«СНИМУ «ГАРДЕМАРИНОВ», ЕСЛИ БУДЕТ НУЖДА И ДЕ»

Над чем вы сейчас работаете?

— У каждого творческого человека свои закидоны. Я не люблю рассказывать о своих планах. Я люблю говорить о том, что закончено. Мы издали десятый фильм большого проекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Снимали, начиная со смерти Петра Великого. 2014 год – год премьеры. Картину эту возили по фестивалям. Больше я не хочу работать так. Снимать дорогие картины на очень маленькие деньги это утомительно. Тем более, с каждым годом мир растлевается (смеется). Если можно было работать в 1994 году нормально, с великолепной когортой актеров и творческих людей, то сейчас практически невозможно. Причина – деньги. Тогда все работали, чтобы сохранить профессию, выжить, чтобы не растерять друзей и не потерять себя. Взявшись за руки в 1994 году – в самый трудный год развала России, строя Советского Союза и кинематографа – мы начали свой сумасшедший проект. Исторический, сложный и невероятно похожий на то, что мы пережили. Это же век реформаторов, переворотов.

А сегодня что же? Почему нельзя снимать?

— Денег нет. Просто нет денег! Без денег снимать становится все труднее и труднее. Хотя у меня уже связи и с музеями, и художниками. Казалось бы, я минимизирую расходы на исторические фильмы. Они мне стоят намного дешевле, чем то, что озвучивают в прессе.

Скажите, продолжение «Гардемаринов» будет?

— Я не знаю, насколько это необходимо. Я сознательно ходила на концерт Харатьяна и специально не обнародовала свое там присутствие, он не знал. (Речь идет о творческом вечере Дмитрия Харатьяна, который прошел в рамках фестиваля «Балтийские дебюты», Авт.). Нет, зрители видели меня. Я сначала не поняла, кому хлопают. Оказывается, нам с Анатолием Михайловичем. Спасибо зрителям. В такой ситуации я не испытываю ни гордости, ни спеси. Просто есть какое-то умиротворение и удовлетворение от того, что что-то мы сделали достойное, что необходимо людям, чтобы выживать, жить дальше. Но самое важное - не терять надежд и идти вперед. Идти ровно, без фанатизма и чеса.

Мне интересно было, как Дима построит свою программу, и как его будут принимать зрители. Диму я очень люблю, он работает честно, с отвагой, не щадя живота своего.

Это было невероятно - выходили девушки и говорили: «Когда же будут «Гардемарины»? А он все пел другие песни, обещая «Гардемаринами» закончить… Я была удивлена и обрадована, что когда Дима начал петь песни из того самого фильма, зал стал петь с ним. Мои соседи пели, впереди пели, сзади пели: «Не вешать нос…». Когда мы работали над «Гардемаринами», не думали, что это может быть шлягером. Я была на грани желания встать и задать вопрос зрителям, хотят ли они видеть продолжение «Гардемаринов»? У меня есть этот вопрос. Если хотите, задайте ее аудитории «Комсомолки».

Думаю, наши читатели ответят, что хотят видеть продолжение.

— А я встречный вопрос задам – почему? Зачем вам нужно продолжение этого фильма? Важно и какой зрительский контингент ответит. Зачастую смотрят нас люди от 30 лет, реже молодые. Но 30 лет это тоже хороший зритель. Это не зритель моей актерской молодости.

Роль в «Девчатах» стала самой звездной из тех, что сыграла Дружинина.

Роль в «Девчатах» стала самой звездной из тех, что сыграла Дружинина.

Буду работать, если будет необходимость снимать продолжение «Гардемаринов» и будут деньги, что очень важно. Кино – это дорогое удовольствие. Мне повезло, что я десять фильмов про XVIII век сняла. У меня своя собственная костюмерная, причем очень недорогая по тем временам. Мне шли навстречу и отдавали просто брошенные, проеденные молью и крысами вещи. Все это реставрировали, подшивали, красили.

Где же это все хранится?

— На «Мосфильме». Это в какой-то степени моя печаль. Костюмерная эта дорогостоящая и стоимость ее аренды все больше и больше растет. Хотя мы с Кареном Шахназаровым практически одногодки, выпускники одного и того же мастера Игоря Таланкина. Я Карена знаю давно. Он был тогда тоненьким, глазастым мальчиком. Сейчас он талантивейший человек, у него все получилось.

Костюмы для «Гардемаринов» в этой же костюмерной?

— Нет. Костюмы для «Гардемаринов» все испоганены. Был тот самый страшный период 90-х годов, когда никто не снимал, кроме нас. Тогда все эти костюмы были разобраны и разодраны на всякие клипы и маленькие рекламы. Дорогие пуговицы были оторваны. В клипах и роликах того времени я видела костюмы из наших «Гардемаринов» - их арендовали у «Мосфильма».

Так что их и не найти сегодня?

— Нет. Да и не надо. Если снимать гардемаринов, то снимать их нужно такими, какие они сейчас есть. Они прошли определенный жизненный опыт. Третий фильм кончается ссылкой на Камчатку за непослушание. Дальше идет реплика: «Это совсем другая история». Герои должны соответствовать своему периоду. Они в прекрасной форме: и Дмитрий Харатьян, и Михаил Мамаев, и Саша Домогаров, и Татьяна Лютаева, и Миша Боярский, и Кристинка Орбакайте.

Подобные продолжения популярны. Снимали и «Иронию судьбы», и «Мушкетеров». Вы видели их?

— Мне это все очень не симпатично. Не потому, что это плохо или хорошо. Я о том, что сделать ремейк очень сложно. Он должен соответствовать ожиданию, а все ждут успеха того периода. Он должен соответствовать и времени, в которое он выходит. Найти золотую средину не просто, учитывая, что время ушло и движется вперед. Как вступить в то место, в тут точку ожидания зрителей?

Знаменитая актриса и режиссер приезжала в Светлогорск на фестиваль «Балтийские дебюты». Она провела на побережье моря несколько дней.

Знаменитая актриса и режиссер приезжала в Светлогорск на фестиваль «Балтийские дебюты». Она провела на побережье моря несколько дней.

Фото: Александр КАТЕРУША

Я не знаю хороших ремейков. Хотя их смотрю. Но я не хочу снимать ремейк. Если и буду работать в этой теме, то буду делать продолжение.

«Я СМЕШЛИВА И КОКЕТЛИВА»

Картины с вашим участием идут по телевидению, особенно часто «Девчата».

— Зачастую меня и помнят по «Девчатам», по Анфиске. Она где-то помогла моей режиссерской деятельности. Потому что после популярности моих работ я получала положительные ответы. Мне не отказывали. Впрочем, я никогда ничего худого и не просила, и не просила ничего для себя лично. Я все просила для кино, и, как я говорю, для того парня.

А как помогала Анфиска?

— Когда-то она мне помогала элементарно доставать еду для детей. Когда с заднего хода ходили, чтобы достать какую-то курочку или бутылку молока. Плохо же было в 80-е годы... И в кино по режиссуре она мне очень помогала всегда. Всем хотелось увидеть меня и познакомиться с Анфиской. А потом оказывалось, что она вроде не такая и глупая, какой притворяется на экране. Ведь до тех пор, пока со мной не начинают работать серьезные мастера кино, ко мне относятся иронично.

Я вспоминаю, как поступала на режиссерский факультет. Я же второй раз закончила ВГИК. Хотя мне предлагали курсы, думая, что это девичья блажь. У меня же карьера актерская шла по восходящей, стремительно. И надо было уйти, поступить, выдержать все экзамены. А факультет режиссерский очень сложный. Тогда набирали не так, как сейчас. Тогда не было, простите, коммерческих отделений и наборов. Это был невероятно сложный набор. Людей принимали только с высшим образованием. Первые вступительные работы часто шли по номерам, а не по фамилиям. Я зачастую приходила на лекции в 9 утра и сидела одна. Мне было очень интересно. Например, история искусств, эстетика, история кино в режиссуре. Нас учили и операторскому мастерству, экономической части. Режиссер должен знать все, общаться на уровне человека понимающего.

Тогда Анфиска тоже помогала?

— Тогда она мешала. Они все ждали, когда же я брошу это тяжелое и мучительное дело, с двумя-то детьми и займется опять своей профессией. Но я нормально закончила вуз. Первые две мои работы у меня получили на те времена высоченные награды. Это были высшие оценки ВГИК-овского выпуска и комсомола. Вы представляете, что значит за диплом получить такую первую премию? Хотя это была совершенно не комсомольская тема. Это была экранизация Виктора Конецкого. Писал мне сценарий Борис Можаев – гениальный русский писатель и друг Солженицына. Именно тогда я познакомилась с Солженицыным, который жил у Ростроповича и Галины Вишневской на даче и собирался к отъезду. Жена Можаева в ридикюле, который я тоже видела, носила документы Солженицына. Потому что боялись, что с ним что-нибудь произойдет и документы отберут.

Можаеву я тогда показалась серьезной, а совсем не той белокурой бестией. Хотя я смешлива и кокетлива. Знаете, я собираюсь к любому начальству как на первый бал Наташи Ростовой. Бывает. И всегда, всякий раз, входя в кабинет к начальнику, я понимаю, кто передо мной сидит: мужчина или непонятно кто (смеется). Определенные реакции существуют, нет, они, конечно, скрыты, но все мы немножко людоведы. Нас этому учили, это наша профессия.

ДОСЬЕ «КП»

Светлана Дружинина (78 лет) – советская и российская актриса, режиссер, сценарист.

Ее мама - Анна Мызникова - донская казачка, работала воспитательницей в детском саду. Отец - Сергей Дружинин - сын священника, шофер, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском.

В 1946 году Светлана поступила в цирковое училище, где год успешно занималась в группе акробатов. Потом перешла в хореографическое училище при Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1955 году окончила хореографическое училище Большого театра. После травмы ушла и в тот же год дебютировала в кино в роли красавицы-продавщицы Сони в фильме «За витриной универмага».

В 1960 году окончила актерский факультет ВГИКа.

В 1969 году окончила режиссерский факультет ВГИКа. В этом же году начала работать режиссером на «Мосфильме». Работала ведущей самых первых передач КВН на Центральном телевидении совместно с Михаилом Державиным.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусств, Народная артистка РФ, кавалер ордена Почета и ордена Дружбы.

Топ-5 фильмов Светланы Дружиной