Во время «Балтийских дебютов» Светлана Сергеевна много гуляла по Светлогорску, который произвел на нее неоднозначное впечатление.
Фото: Александр КАТЕРУША
КАЖДОЕ УТРО В БАССЕЙНЕ
— Светлана Сергеевна, как проходит ваше лето?
— В этом году лето выдалось активным. Мы (говорит про себя и супруга кинооператора, Народного артиста Анатолия Мукасея, с которым приезжала в Светлогорск - Авт.) даже подустали от некоторых мероприятий, кое от чего смогли отказаться. Невозможно объять необъятное. Жизнь одна (смеется). Перелеты не просты. Мы побывали на очень хорошем фестивале русского искусства в Баден-Бадене. Были в лагере «Орленок», а это уже святое, потому что там дети. Обязательно надо присутствовать в «Орленке», чтобы побеседовать, дать мастер-класс. После «Орленка» я была в Севастополе – отказать себе в этом не могла. Хотя подряд было несколько больших перелетов, переезды на машине, где укачивает, но все-таки это Севастополь, Крым… Крым стал русским, нашим и там первый год проходил фестиваль, организованный Госфильмофондом во главе с Николаем Михайловичем Бородачевым. Только благодаря ему можно было так быстро сориентироваться и организовать фестиваль. И затем я приехала в Светлогорск. Меня интересовал фестиваль «Балтийские дебюты» хотя бы потому, что хочется узнать, чем живет Прибалтика. Я первый раз здесь, хотя меня приглашали раньше. Меня приглашали в жюри «Дебютов», звали чуть ли не на место председателя. Но я не знала, насколько я вырвусь, сколько смогу пробыть в Светлогорске. Я же после вас сразу уезжаю в Вильнюс. Это тоже работа – работа с русскоязычной диаспорой нашей. Потом у меня Рига, там тоже Русский дом, тоже все хотят что-то услышать, поделиться мыслями, спросить. Вот такая у нас с Анатолием Михайловичем в этом году жизнь. И это хорошо. Потому что пока мы востребованы, идет смена впечатлений. Я иногда слышу, как у кого-то начинаются занудства: «Мы устали, опять самолет, опять чемодан». Но это все быстро уходит. Да и потом мы встречаемся с интересными людьми, мероприятия замечательные.
— То есть вы уставать не хотите?
— Все мы устаем, я тоже человек, причем не первой юности. Тоже устаю. Но до тех пока мне жить интересно, я живу. Мне в Светлогорске интересно. Сегодня я была на этой самой сумасшедшей лестнице у отеля «Русь», которая ведет вниз к морю. Я второй раз по ней прошлась и понимаю, какая она была роскошная и как она была потрясающе придумана архитекторами и градостроителями. Сейчас она просто загажена. Это же не просто спуск к воде, это была смотровая площадка. Ведь вокруг вырос подлесок, какими-то бутылками загажены все глубины… А ведь там остались кронштейны с лавочками, где были впереди пространства. Что вы! Поднимаетесь и сидите, не пыхтите. Я своего мужа по лестнице водила. Он сказал, что спуститься было легко, а подняться… «Больше никогда не пойду» - сказал он.
Вообще, мне все тут безумно интересно. Это же были избранный курорт высокопоставленных военных и приближенных к Кайзеру людей. И это видно! Это удивительное, прекрасно, холеное, продуманно, несколько запущенное место. Очень жаль. Мне интересно было посмотреть и на Куршскую косу, где лучшие песчаные берега.
— Вы невероятно активный человек. Говорят, в бассейне каждый день плаваете туда-сюда на скорости. Сколько проплыть можете?
— Когда-то я могла, как говорят, уплыть за горизонт. Потом Анатолий Михайлович сказал: «Когда ты уплываешь далеко, и я не вижу твою голову, знай, что я умираю. Так я умру на 10 лет раньше» (смеется). Так же он меня отвадил и от машины. С тех пор я плаваю вдоль берега. Сколько – никогда не измеряла. Всем холодно, а мне нравится. В бассейне я тоже не меряю расстояния. В бассейне, где мертвая вода, все сидят и бултыхаются, расправляют свои плечи, болтают. В мертвой воде надо плавать! Сколько? В чистом виде 15-20 минут без остановки. Каждое утро, до завтрака. Тем более, если есть горячий душ и хорошая сауна: есть возможность погреться и помассировать себе загривок.
«СНИМУ «ГАРДЕМАРИНОВ», ЕСЛИ БУДЕТ НУЖДА И ДЕ»
— Над чем вы сейчас работаете?
— У каждого творческого человека свои закидоны. Я не люблю рассказывать о своих планах. Я люблю говорить о том, что закончено. Мы издали десятый фильм большого проекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Снимали, начиная со смерти Петра Великого. 2014 год – год премьеры. Картину эту возили по фестивалям. Больше я не хочу работать так. Снимать дорогие картины на очень маленькие деньги это утомительно. Тем более, с каждым годом мир растлевается (смеется). Если можно было работать в 1994 году нормально, с великолепной когортой актеров и творческих людей, то сейчас практически невозможно. Причина – деньги. Тогда все работали, чтобы сохранить профессию, выжить, чтобы не растерять друзей и не потерять себя. Взявшись за руки в 1994 году – в самый трудный год развала России, строя Советского Союза и кинематографа – мы начали свой сумасшедший проект. Исторический, сложный и невероятно похожий на то, что мы пережили. Это же век реформаторов, переворотов.
—А сегодня что же? Почему нельзя снимать?
— Денег нет. Просто нет денег! Без денег снимать становится все труднее и труднее. Хотя у меня уже связи и с музеями, и художниками. Казалось бы, я минимизирую расходы на исторические фильмы. Они мне стоят намного дешевле, чем то, что озвучивают в прессе.
— Скажите, продолжение «Гардемаринов» будет?
— Я не знаю, насколько это необходимо. Я сознательно ходила на концерт Харатьяна и специально не обнародовала свое там присутствие, он не знал. (Речь идет о творческом вечере Дмитрия Харатьяна, который прошел в рамках фестиваля «Балтийские дебюты», Авт.). Нет, зрители видели меня. Я сначала не поняла, кому хлопают. Оказывается, нам с Анатолием Михайловичем. Спасибо зрителям. В такой ситуации я не испытываю ни гордости, ни спеси. Просто есть какое-то умиротворение и удовлетворение от того, что что-то мы сделали достойное, что необходимо людям, чтобы выживать, жить дальше. Но самое важное - не терять надежд и идти вперед. Идти ровно, без фанатизма и чеса.
Мне интересно было, как Дима построит свою программу, и как его будут принимать зрители. Диму я очень люблю, он работает честно, с отвагой, не щадя живота своего.
Это было невероятно - выходили девушки и говорили: «Когда же будут «Гардемарины»? А он все пел другие песни, обещая «Гардемаринами» закончить… Я была удивлена и обрадована, что когда Дима начал петь песни из того самого фильма, зал стал петь с ним. Мои соседи пели, впереди пели, сзади пели: «Не вешать нос…». Когда мы работали над «Гардемаринами», не думали, что это может быть шлягером. Я была на грани желания встать и задать вопрос зрителям, хотят ли они видеть продолжение «Гардемаринов»? У меня есть этот вопрос. Если хотите, задайте ее аудитории «Комсомолки».
— Думаю, наши читатели ответят, что хотят видеть продолжение.
— А я встречный вопрос задам – почему? Зачем вам нужно продолжение этого фильма? Важно и какой зрительский контингент ответит. Зачастую смотрят нас люди от 30 лет, реже молодые. Но 30 лет это тоже хороший зритель. Это не зритель моей актерской молодости.
Роль в «Девчатах» стала самой звездной из тех, что сыграла Дружинина.
Буду работать, если будет необходимость снимать продолжение «Гардемаринов» и будут деньги, что очень важно. Кино – это дорогое удовольствие. Мне повезло, что я десять фильмов про XVIII век сняла. У меня своя собственная костюмерная, причем очень недорогая по тем временам. Мне шли навстречу и отдавали просто брошенные, проеденные молью и крысами вещи. Все это реставрировали, подшивали, красили.
— Где же это все хранится?
— На «Мосфильме». Это в какой-то степени моя печаль. Костюмерная эта дорогостоящая и стоимость ее аренды все больше и больше растет. Хотя мы с Кареном Шахназаровым практически одногодки, выпускники одного и того же мастера Игоря Таланкина. Я Карена знаю давно. Он был тогда тоненьким, глазастым мальчиком. Сейчас он талантивейший человек, у него все получилось.
— Костюмы для «Гардемаринов» в этой же костюмерной?
— Нет. Костюмы для «Гардемаринов» все испоганены. Был тот самый страшный период 90-х годов, когда никто не снимал, кроме нас. Тогда все эти костюмы были разобраны и разодраны на всякие клипы и маленькие рекламы. Дорогие пуговицы были оторваны. В клипах и роликах того времени я видела костюмы из наших «Гардемаринов» - их арендовали у «Мосфильма».
— Так что их и не найти сегодня?
— Нет. Да и не надо. Если снимать гардемаринов, то снимать их нужно такими, какие они сейчас есть. Они прошли определенный жизненный опыт. Третий фильм кончается ссылкой на Камчатку за непослушание. Дальше идет реплика: «Это совсем другая история». Герои должны соответствовать своему периоду. Они в прекрасной форме: и Дмитрий Харатьян, и Михаил Мамаев, и Саша Домогаров, и Татьяна Лютаева, и Миша Боярский, и Кристинка Орбакайте.
— Подобные продолжения популярны. Снимали и «Иронию судьбы», и «Мушкетеров». Вы видели их?
— Мне это все очень не симпатично. Не потому, что это плохо или хорошо. Я о том, что сделать ремейк очень сложно. Он должен соответствовать ожиданию, а все ждут успеха того периода. Он должен соответствовать и времени, в которое он выходит. Найти золотую средину не просто, учитывая, что время ушло и движется вперед. Как вступить в то место, в тут точку ожидания зрителей?
Знаменитая актриса и режиссер приезжала в Светлогорск на фестиваль «Балтийские дебюты». Она провела на побережье моря несколько дней.
Фото: Александр КАТЕРУША
Я не знаю хороших ремейков. Хотя их смотрю. Но я не хочу снимать ремейк. Если и буду работать в этой теме, то буду делать продолжение.
«Я СМЕШЛИВА И КОКЕТЛИВА»
— Картины с вашим участием идут по телевидению, особенно часто «Девчата».
— Зачастую меня и помнят по «Девчатам», по Анфиске. Она где-то помогла моей режиссерской деятельности. Потому что после популярности моих работ я получала положительные ответы. Мне не отказывали. Впрочем, я никогда ничего худого и не просила, и не просила ничего для себя лично. Я все просила для кино, и, как я говорю, для того парня.
— А как помогала Анфиска?
— Когда-то она мне помогала элементарно доставать еду для детей. Когда с заднего хода ходили, чтобы достать какую-то курочку или бутылку молока. Плохо же было в 80-е годы... И в кино по режиссуре она мне очень помогала всегда. Всем хотелось увидеть меня и познакомиться с Анфиской. А потом оказывалось, что она вроде не такая и глупая, какой притворяется на экране. Ведь до тех пор, пока со мной не начинают работать серьезные мастера кино, ко мне относятся иронично.
Я вспоминаю, как поступала на режиссерский факультет. Я же второй раз закончила ВГИК. Хотя мне предлагали курсы, думая, что это девичья блажь. У меня же карьера актерская шла по восходящей, стремительно. И надо было уйти, поступить, выдержать все экзамены. А факультет режиссерский очень сложный. Тогда набирали не так, как сейчас. Тогда не было, простите, коммерческих отделений и наборов. Это был невероятно сложный набор. Людей принимали только с высшим образованием. Первые вступительные работы часто шли по номерам, а не по фамилиям. Я зачастую приходила на лекции в 9 утра и сидела одна. Мне было очень интересно. Например, история искусств, эстетика, история кино в режиссуре. Нас учили и операторскому мастерству, экономической части. Режиссер должен знать все, общаться на уровне человека понимающего.
— Тогда Анфиска тоже помогала?
— Тогда она мешала. Они все ждали, когда же я брошу это тяжелое и мучительное дело, с двумя-то детьми и займется опять своей профессией. Но я нормально закончила вуз. Первые две мои работы у меня получили на те времена высоченные награды. Это были высшие оценки ВГИК-овского выпуска и комсомола. Вы представляете, что значит за диплом получить такую первую премию? Хотя это была совершенно не комсомольская тема. Это была экранизация Виктора Конецкого. Писал мне сценарий Борис Можаев – гениальный русский писатель и друг Солженицына. Именно тогда я познакомилась с Солженицыным, который жил у Ростроповича и Галины Вишневской на даче и собирался к отъезду. Жена Можаева в ридикюле, который я тоже видела, носила документы Солженицына. Потому что боялись, что с ним что-нибудь произойдет и документы отберут.
Можаеву я тогда показалась серьезной, а совсем не той белокурой бестией. Хотя я смешлива и кокетлива. Знаете, я собираюсь к любому начальству как на первый бал Наташи Ростовой. Бывает. И всегда, всякий раз, входя в кабинет к начальнику, я понимаю, кто передо мной сидит: мужчина или непонятно кто (смеется). Определенные реакции существуют, нет, они, конечно, скрыты, но все мы немножко людоведы. Нас этому учили, это наша профессия.
ДОСЬЕ «КП»
Светлана Дружинина (78 лет) – советская и российская актриса, режиссер, сценарист.
Ее мама - Анна Мызникова - донская казачка, работала воспитательницей в детском саду. Отец - Сергей Дружинин - сын священника, шофер, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском.
В 1946 году Светлана поступила в цирковое училище, где год успешно занималась в группе акробатов. Потом перешла в хореографическое училище при Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1955 году окончила хореографическое училище Большого театра. После травмы ушла и в тот же год дебютировала в кино в роли красавицы-продавщицы Сони в фильме «За витриной универмага».
В 1960 году окончила актерский факультет ВГИКа.
В 1969 году окончила режиссерский факультет ВГИКа. В этом же году начала работать режиссером на «Мосфильме». Работала ведущей самых первых передач КВН на Центральном телевидении совместно с Михаилом Державиным.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусств, Народная артистка РФ, кавалер ордена Почета и ордена Дружбы.
Топ-5 фильмов Светланы Дружиной