Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды12 августа 2014 17:25

Борис Эйфман опасается, что скоро мы будем импортировать не только яблоки, но и балет

Худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета опубликовал открытое письмо, в котором раскритиковал театральную премию «Золотой Софит»
Худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета народный артист России Борис Эйфман

Худрук Санкт-Петербургского государственного академического театра балета народный артист России Борис Эйфман

Фото: РИА Новости

Вот выдержки из письма Бориса Яковлевича:

«5 августа был обнародован список номинантов «Золотого Софита» - награды, именующейся «высшей театральной премией Санкт-Петербурга». Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в этом списке нет. Как не было его среди номинантов премии и в прошлом году.

Наверное, потому, что созданное нами за эти сезоны, по мнению организаторов «Софита», не является значимой и достойной частью театральной жизни Петербурга. Наших спектаклей «По ту сторону греха» и «Реквием», выпущенных в 2013–2014 гг., словно и не было. Как и тысяч российских, немецких, итальянских и иных зрителей, рукоплескавших этим балетам.

Я многократно подчеркивал, что не работаю ради наград и титулов... Но рядом со мной – артисты. Десятки молодых глаз, горящих справедливой жаждой профессионального признания. Рядом те, кто на протяжении 10-12 месяцев ежедневно работает по 7-8 часов, проходя через далеко не метафорические пот, кровь и слезы...

Приходите к нам в балетный зал, уважаемые эксперты, взгляните артистам в глаза и объясните, почему масштабные спектакли с оригинальной хореографией, потрясшие балетоманов и критиков России и Европы, столь демонстративно не замечены Вами. Почему просто проигнорировать Эйфмана уже недостаточно и надо лишать заслуженного поощрения его танцовщиков.

Городу нужна премия, реально способствующая развитию петербургского сценического искусства, оказывающая поддержку молодым творцам. «Софит» должен выхватывать своим лучом новые таланты... Смешивая же в списке номинантов имена мэтров и молодых художников и механически распределяя между первыми дежурные награды, «Софит» тормозит столь необходимый процесс смены поколений в искусстве.

Считаю невозможным для себя и своего театра любое дальнейшее участие в «Золотом Софите» в его сегодняшнем виде. Отдельно подчеркиваю абсолютную несправедливость и необдуманность действий организаторов премии, исключивших номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» и «Лучшая женская роль в балетном спектакле».

Нынешнее же состояние «Золотого Софита» ввергает в уныние. Прогнило что-то в этом театральном королевстве. Если решительные перемены не последуют, то в следующий раз за обладание «Софитом» Мариус Петипа будет бороться с Фредериком Аштоном, а Джордж Баланчин – с Роланом Пети. Светлая память моим выдающимся коллегам и искренние пожелания успехов в соискании высшей театральной премии современного Санкт-Петербурга».

Мы позвонили Борису Яковлевичу, чтобы узнать, в чем причина резкой отповеди.

- Только не думайте, что письмо - это моя личная обида на организаторов премии из-за того, что не дали мне 11-ый «Золотой Софит» (их у Бориса Эйфмана уже десять - ред.). - признался нам прославленный хореограф. - К сожалению, сегодняшний российский балет находится в глубоком кризисе. У нас не хватает ни ярких исполнителей, ни талантливых хореографов. В этом году на региональную премию «Золотой софит» номинированы два спектакля английского хореографа Фредерика Аштона, которые он поставил в Лондоне более 60 лет назад. А ведь Санкт-Петербург - это колыбель русского балета.

Я не против переноса зарубежных спектаклей на отечественную сцену. Это мировая практика, необходимая для расширения репертуара. Но, согласитесь, спектакли Аштона трудно назвать достижением русского балета. Неправильно, когда покойные Баланчин или Аштон конкурируют с современными российскими хореографами.

- Так где же наши молодые и талантливые?

- Раньше каждый музыкальный театр выпускал как минимум один новый балетный спектакль в год. Сейчас этого нет. Соответственно и хореографам негде расти и оттачивать свое мастерство. Я не говорю, что они вырождаются, но тенденция к этому просматривается. Подобное распределение премий этому способствует. Я удивлен, что в номинациях «Золотого софита» нет премии за лучшую мужскую и лучшую женскую роль в балете. Вообще распределение премии в балетной секции - это клановый междусобойчик, который не имеет отношения к реальному театральному процессу.

Сейчас, когда мы столкнулись с санкциями, выяснилось, что у нас нет ни своих продуктов, ни технологий. И скоро Россия, балетная держава, будет покупать не только импортные компьютеры и яблоки, но и балет.