Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество28 июля 2014 22:00

«Альфу» боялись и Горбачев, и Ельцин

Сегодня исполняется 40 лет со дня основания самого известного советского и российского спецподразделения - «Альфы» [видео]
2004 год, Беслан. Именно альфовцы вместе с другими частями спецназа освобождали школьников, взятых боевиками в заложники.

2004 год, Беслан. Именно альфовцы вместе с другими частями спецназа освобождали школьников, взятых боевиками в заложники.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Бойцов «Альфы» бросали на выполнение задач, которые были непосильны для всех других спецназов страны. С бывшим командиром «Альфы» (1991 - 1992 годы) полковником в отставке Михаилом ГОЛОВАТОВЫМ побеседовал военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ.

АНДРОПОВ ПОДПИСАЛ ПРИКАЗ, ДУМАЯ ОБ ОЛИМПИАДЕ-80

- Михаил Васильевич, для чего создавалась «Альфа»?

- Чтобы иметь в Советском Союзе подразделение, которое можно использовать для борьбы с терроризмом и для спецопераций. Так сказано в приказе, который подписал 29 июля 1974 года Юрий Андропов. Это текст особой важности. Поэтому он был издан в рукописном варианте.

- Андропов уже тогда, в, казалось бы, спокойную советскую пору, предвидел нападения террористов на страну?

- Андропов смотрел далеко вперед, анализировал. Терроризм пришел с Запада. Мюнхенская Олимпиада, гибель израильской делегации, захват заложников. Нельзя было исключать, что эта напасть может перекинуться на территорию СССР. Да и была важнейшая задача - подготовиться к Олимпийским играм 1980 года.

- Неужели огромного КГБ СССР не хватало для решения задач, ради которых создавали «Альфу»?

- Хватало подразделений, которые разрабатывали операции, контролировали их подготовку. Но нужны были и спецы для заключительного этапа, профессионалы-исполнители.

«ОБА ПРЕЗИДЕНТА ДОПЫТЫВАЛИСЬ, НА ЧЬЕЙ МЫ СТОРОНЕ»

- Вы командовали «Альфой» в самый драматичный период, на переломе двух эпох - советской и новой российской - в 1991 - 1992 годах. Что тогда происходило в «Альфе»?

- Представьте, что такое бойцам «Альфы» быть за штатом в течение полугода четыре раза! Начиная с 23 августа 1991 года.

Михаил Головатов служил в «Альфе» с момента ее основания.

Михаил Головатов служил в «Альфе» с момента ее основания.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- О чем это говорит?

- О том, что власть побаивалась «Альфу». И не была уверена, на чьей стороне мы можем быть, чью команду будем выполнять. С 23 августа по 14 декабря 1991 года мы были под двумя президентами.

- «Альфу» не только Горбачев, но и Ельцин боялся?

- Да.

- В то время поговаривали, что «Альфу» то в Кремле, то где-то еще строили, допытывались, на чьей она стороне. Это правда?

- Было всякое. Были и предложения - поделить «Альфу» между Министерством безопасности и Главным управлением охраны. Я не понимал, как можно построить личный состав и сказать: давайте первые номера на месте, а вторые номера шаг вперед. А это было.

ИСПЫТАНИЯ АФГАНОМ

- Когда «Альфа» впервые сдавала экзамен?

- Первое серьезное задействование подразделения было в Афганистане.

- В 1979-м?

- Нет. В 1978-м.

- Вы прибыли туда на год раньше других?

- Мы были в составе групп, которые готовили вхождение в Афганистан. Это те советские советники, которые в дальнейшем были закреплены за частями афганской армии. И это началось с апреля 1978-го.

- Взятие дворца Тадж-Бек - работа «Альфы»?

- Да, совместно с подразделением «Гром». И был еще «Зенит». Это то, что потом стало называться «Вымпелом».

«МНЕ СВЕТИТ ПОЖИЗНЕННЫЙ СРОК»

- В Литве после событий 1991 года альфовцев (а их 66 человек участвовало в операции по восстановлению конституционного порядка в Литовской ССР) до сих пор пытаются объявить военными преступниками. И ваша фамилия там фигурирует. Вы поедете в Литву?

- Чтобы получить пожизненный срок? Я знаю, как это происходит. Потому что уже пережил это в 2011-м, когда было мое задержание в Австрии. Как преступника, который объявлен в розыск.

- На каком основании вас задерживали?

- На основании уведомления Генпрокуратуры Литвы. В обвинительном заключении основной тезис был, что я, будучи членом Компартии и вступив в сговор с министром обороны маршалом Язовым, с председателем КГБ Крючковым, которые меня привлекли, а я привлек своих сотрудников для спецопераций по свержению конституционного строя в Литве в 1991 году...

- И где вас содержали после ареста?

- В пересыльной тюрьме Вены. Ночь в камере временного содержания на территории аэропорта. Суд должен был начаться в 11 утра.

- А потом что было?

- Депортация в Россию.

- Как Россия отреагировала на эти вещи?

- После моего задержания, через 1,5 часа, приехал посол, и он уже вел все дискуссии. Тут же ушли шифровки и телеграммы в Москву, в МИД, в ФСБ.

- А какое время вы в 1991 году работали на территории Литвы?

- 4 дня. Хотите знать, сколько страниц содержало обвинительное уведомление? 76! Если касаться всех тех событий, которые были с 1991 до 1992-го, это 700 томов о «бесчинствах», которые мы чинили.

- Вы там себя хоть немножко узнавали?

- Я ведь не в лесу жил, я тот человек, который, кроме Литвы, дважды был в Афганистане, в Нагорном Карабахе, в Душанбе, Тбилиси.

- Но вам только Прибалтику инкриминировали?

- Были поползновения и прислюнить Таджикистан.

- И сколько вам грозило?

- Пожизненное.

«ЖЕЛАЮ РЕБЯТАМ ВЕРНУТЬСЯ С ПОБЕДОЙ»

- Вы сколько лет прослужили в «Альфе»?

- 22 года.

- То есть половину истории «Альфы». Со страниц «Комсомолки» поздравите с юбилеем сослуживцев?

- Я хочу поздравить всех ветеранов и всех действующих сотрудников «Альфы» с праздником, который самый нашенский. И пожелать им, чтобы были выполнены задачи и они вернулись с победой.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Группа «А» прошла все горячие точки на территории бывшего Советского Союза и России. На счету офицеров «Альфы» более 850 спецопераций, о большинстве которых широкой общественности неизвестно до сих пор. Пожалуй, ни одно военное подразделение не может похвастаться наличием такого количества профессионалов высокого класса. Несколько Героев Советского Союза, Героев России, сотни офицеров награждены орденами и медалями.