Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попросил экспертов прояснить детали, которые могут пролить свет на причины крушения Боинга 777 над украиной
Фото: REUTERS
Он побеседовал с экс-начальником Главного штаба войск Противовоздушной обороны России генерал-полковником Игорем МАЛЬЦЕВЫМ, полковником в отставке Михаилом ТИМОШЕНКО и полковником в отставке, старшим преподавателем кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск Академии воздушно-космической обороны, кандидатом технических наук Михаилом ЗАХАРОВЫМ.
«КП»: - Могли ли российские космические спутники определить место запуска ракеты «Бук» на юго-востоке Украины или взлет штурмовика, который перехватывал «Боинг»?
МАЛЬЦЕВ: - Возможно обнаружить тепловую энергию от факела ракеты или ее радиолокационное излучение. Или станцию наведения ракет. Хотя вообще-то космические средства разведки для этих целей не созданы. Они в основном ориентируются для предупреждения о ракетном нападении. Вот старт баллистических ракет - да, там с высокой точностью это определяется.
Думаю, что и взлет штурмовика или истребителя из космоса вряд ли возможно точно определить… Для этого предназначены наземные средства обнаружения. Радиотехническая, радиолокационная разведка, слежение за радиопереговорами и так далее.
ТИМОШЕНКО: - Для этого нужен один или несколько спутников с РЛС бокового обзора и инфракрасными сенсорами над этим местом. Состояние нашей космической группировки такого не позволяет.
«КП»: - Почему Порошенко, Обама и Керри заявляют, будто у них есть доказательства, что ракету по «Боингу» запустили из района, контролируемого «сепаратистами»? Но до сих пор эти доказательства не представили?
МАЛЬЦЕВ: - Думаю, если бы у них что-то было реально, это давно бы стало известно. Они просто оказывают психологическое давление на участников расследования. С тем, чтобы «довернуть им мозги».
ТИМОШЕНКО: - Потому что и Порошенко, и Обама знают, кто запустил ракету, но признать этого не могут, как Кучма в свое время не признавал удар своей ракетой С-200 по нашему Ту-154 в 2001 году. Вот и пытаются «давить авторитетом». Другими словами, блефовать.
«КП»: - Как по обломкам самолета определить, что с ним случилось?
МАЛЬЦЕВ: - Основные факты, которые подтвердят, что это было: теракт, или подрыв ракеты, или самолетная атака - эксперты могут установить как раз по останкам самолета и погибших. Если самолет рухнул сам, в его корпусе не будет дырок от поражающих элементов. Мне за 25 лет летной работы часто приходилось быть на «ямах» и смотреть на эти останки. Обычно у самолета, который рухнул сам по себе, гладкие куски поверхностей… А если это подрыв изнутри, там разрушения самолета совершенно другие. По характеру поражений можно определить и оружие, из которого сбили лайнер. Можно точно сказать, был это «Бук» или ракета «воздух - воздух», запущенная с другого самолета… И вот это уже не косвенные будут, а прямые факты. Вот после этого и после расшифровки «черных ящиков», после того, как будут прочитаны остатки радиообмена между экипажем, можно точно определить время, когда это было. Отсчитать, в каком месте это произошло. Все это привяжут к местности. Сравнят со снимками из космоса...
Ополченцы на месте крушения.
Фото: REUTERS
ЗАХАРОВ: - При поражении ракетой «Бука» поверхности самолета превращаются в дуршлаг. Часть пассажиров тоже должна быть поражена осколками. Вот почему межународной комиссии нужно сейчас исследовать трупы на предмет наличия в них металлических осколков!
Фото, которые я видел, не дают возможности сделать вывод о применении зенитной ракеты - нет повреждений типа «дуршлаг».
Нужно во что бы то ни стало найти фрагменты ракеты! Они наверняка неподалеку. Ракета не взрывается в пыль. Крупные фрагменты должны обязательно присутствовать, и по ним можно определить, что же поразило самолет.
«КП»: - Может ли оператор пусковой установки «Бук» с помощью только своей РЛС отличить на экране гражданский самолет от военного?
ЗАХАРОВ: - Оператор РЛС может лишь приблизительно (по скорости, высоте, маневренности) определить класс цели - истребитель это, бомбардировщик или еще что-то.
Ведется и опознавание по принципу «свой - чужой». Гражданский и военный самолет на экране индикатора выглядят идентично, если у них примерно одинаковые скорость, высота.
ТИМОШЕНКО: - Оператору пусковой установки не то что отличить, даже обнаружить цель своей РЛС - все равно что подглядывать сквозь замочную скважину: очень уж мал сектор обзора.
«КП»: - Некоторые свидетели катастрофы «Боинга» говорят, что видели, как следом за ним летел другой самолет, поменьше. Можно ли увидеть там, на высоте 5 или 10 тысяч метров, самолет?
МАЛЬЦЕВ: - На 5 тысячах метров вряд ли увидишь, а вот на высоте 10 тысяч, возможно, был инверсионный след. Это конденсат на остатках работы двигателя при определенной влажности на этой высоте.
«КП»: - Какая информация обычно записывается на «черные ящики»?
МАЛЬЦЕВ: - Мне трудно сказать, сколько параметров пишется на этом «Боинге», но, наверное, не менее десятка. Вот даже на самолете, на котором я закончил летную работу, Су-15, писалось 12 параметров. И скорость, и высота, и курс, и переговоры, и температура двигателя. Пишется все, чтобы потом определить, как выполнялся полет, какие были отказы двигателей и так далее. В том числе и внутренние переговоры экипажа пишутся все, и разговоры по внешней связи с диспетчерами, с командным пунктом.
Фото: REUTERS
ЗАХАРОВ: - В нашем конкретно случае «черные ящики» помогут точно определить момент попадания ракеты в самолет - когда началось РЕЗКОЕ уменьшение высоты, скорости, ненормативная лексика летчиков...
«КП»: - Могли ли в «Боинге» увидеть украинский штурмовик и записать это на «черный ящик»?
МАЛЬЦЕВ: - Если истребитель или штурмовик был позади, то вряд ли на «Боинге» их могли видеть. Если же боевые самолеты выходили вперед, то с «Боинга» наверняка передали, что на близком расстоянии от них проходит штурмовик.
«КП»: - Говорят, что на всех «Буках» есть некие ключи. Даже если ополченцы, допустим, захватят тот же «Бук», то без ключей он бы не работал. Это легенда?
МАЛЬЦЕВ: - Ну, наверняка есть ключи, которые исключали бы использование этого комплекса посторонними людьми. А как же.
ТИМОШЕНКО: - Ключей, блокирующих запуск, нет. Достаточно того, что система опознавания «свой - чужой» блокирует запуск по своим летательным аппаратам.
«КП»: - Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов в понедельник нанесли ракетно-бомбовые удары под Донецком по месту, где не было ни одной позиции ополченцев? По пустырю стреляли. Может, заметали следы украинского «Бука»?
ТИМОШЕНКО: - Очень похоже именно на это.
МАЛЬЦЕВ: - Может быть. Но разброс деталей упавшего «Боинга», по-моему, в 50 квадратных километров определили. Так что это все равно ни к чему не приведет. Если на обломках самолета есть следы поражения от ракеты, эксперты их обязательно найдут, если хотят найти.
«КП»: - У вас уже вызрело какое-то предположение о причинах катарофы «Боинга»?
МАЛЬЦЕВ: - Я не могу понять, почему это уничтожение «Боинга», если оно было таковым, произошло так близко к границе России? Видимо, был иной расчет... Ведь если бы упал этот самолет на территории России, разговор с нами был бы совсем другой сейчас. На нас бы повесили всех дохлых кошек. Поскольку тогда, кроме наших зенитных ракет, больше списывать не на кого.
Но если даже и рассчитывали на такую спецоперацию, то она сделана топорно. Чувствуется, что профессионализма военным Украины не хватает во всем, за что ни возьмись.
«КП»: - Могли ли украинцы принять «Боинг» за российский бомбардировщик и поэтому его сбить?
МАЛЬЦЕВ: - Я не думаю, чтобы украинские руководители уж до такой низости пали, чтобы идти на вот это злодеяние. Скорее всего, это произошло только из-за низкой квалификации, случайно. Точно так же, как было с нашим Ту-154, сбитым в 2001 году над Черным морем.
ПОДРОБНОСТИ
Министерство обороны России: Падающий «Боинг» сопровождали украинский штурмовик и спутник-шпион США
В понедельник в зал оперативных совещаний Минобороны России пригласили российских и иностранных журналистов. Лица последних заметно вытягивались по мере того, как российские военные обнародовали сведения по поводу авиакатастрофы с малайзийским «Боингом» на Украине. И было от чего. Звучали не домыслы политиков, не выкрики диванной гвардии в интернете, а по-военному четкая информация, основанная на фактах. И она дала немалую пищу для размышлений (читайте далее)
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На борту погибшего «Боинга» мертвецов изначально не было
Об этом уверенно заявляет врач - судебно-медицинский эксперт Эдуард Туманов, опровергая домыслы в интернете
Среди самых невероятных слухов вокруг малазийского «Боинга» широко обсуждается и такой: самолет подготовили к провокации. На борт погрузили трупы, а вместо экипажа лайнером управлял автопилот. Эта версия пошла гулять по сетям после того, как кто-то из очевидцев трагедии заявил журналистам, что запах от тел погибших был, извините, не очень свежий. К тому же и выглядели тела обескровленными. Поскольку все это всерьез будоражит умы многих пользователей сети, то и мы попросили прокомментировать это кандидата медицинских наук, доцента, судебно-медицинского эксперта Эдуарда Туманова. (читайте далее)