Премия Рунета-2020
Благовещенск
+18°
Boom metrics
Происшествия21 июля 2014 9:17

Власти Приамурья требуют масштабного расследования убийства Максимки Кичигина

Пятилетний малыш, усыновленный в Италию, был задушен приемным отцом [обновлено в 19:57]
Источник:kp.ru

В пятницу вечером в итальянском городе Пескара 47-летний Массимо Маравалле задушил своего пятилетнего сына Максима Кичигина, единственного ребенка в семье. Мальчик ему не родной - усыновленный в 2012 году в Благовещенске на вполне законных основаниях, по стандартной процедуре. Но, как вдруг выяснилось (сразу после смерти малыша!), Массимо психически болен. За несколько дней до трагедии он бросил принимать положенные ему лекарства, а сейчас, в следственном изоляторе у себя на родине, признался, что именно он задушил приемного сына, но не знает почему.

Сегодня власти России и Приамурья в частности требуют тщательного расследования произошедшего. Премьер министр Италии взял дело под личный контроль, Следственный комитет России завел уголовное дело, и комментарии даются только из Москвы. Министерство образования Приамурья направило письма и обращения с требованием проверки подготовки документов усыновления в Италии. По закону в документах в обязательном порядке должно быть подтверждение психического здоровья или болезни будущих усыновителей.

Итальянская семья забирала Максима именно из этого дома ребенка.

Фото: Юрий ЮРКО, YouTube.

«Вы думете, что это наши специалисты виноваты?!»

Мы отправились в дом ребенка в Благовещенске, откуда Максима в возрасте двух лет усыновили в Италию. Честно говоря, готовились к партизанской разведывательной операции, прорыву через кордоны и целованию замков. Но нет испуганной администрации, на воротах не висит замок... Никто в связи с ЧП не зыркает на гостей сурово или подозрительно. Очень ухоженная территория. Даже сейчас, когда идет дождь, игровые площадки выглядят уютно: разноцветные горки и домики, выкрашенные вручную мостики и фигурки медвежат, блестящие от дождя.

На входе в здание, как и положено, охранник. Здесь же и вся информация о руководстве - с телефонами, фотографиями работников. Тут же кабинет социальных педагогов - можно задать любой вопрос и не наталкнуться на стену казенного равнодушия. На просьбу о разговоре вышла исполняющая обязанности главного врача Наталья Игнатенко.

- Поймите, мы не можем давать комментарии, ведь идет следствие. - Женщина расстроена, но спокойна. Видно, что это не просто желание оградиться от прессы. - У нас весь коллектив в шоке от случившегося. Неужели вы думаете, что наши специалисты виноваты?! - это вопрос уже ко мне от работников дома ребенка.

Нет, честно говоря, я так не думаю. Не верю. В таких учреждениях не работают, а служат. Случайные люди здесь не задерживаются - слишком тяжелая эмоционально работа, а оплата не самая высокая. Руководство дома ребенка давно уже не менялось - то же, что и в 2012 году.

Мое личное мнение, что дело здесь в пакете документов, представленных итальянскими усыновителями. А именно - в наличии или отсутствии, а также в подлинности обязательной справки о здоровье приемных родителей.

А была ли справка?

Следственные органы, возбудив уголовное дело по статье 293 УК РФ, части 2 «Преступная халатность, повлекшая по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть» (максимальное наказание - пять лет лишения свободы), теперь могут запрашивать все необходимые бумаги, проверять дотошно, была ли полностью соблюдена процедура усыновления. Она, кстати, очень подробно расписана и требует представления многочисленных справок, в том числе и о состоянии здоровья приемных родителей. Именно состояние психического здоровья приемного отца и могло быть причиной смерти Максима. А также - законной причиной отказа в усыновлении.

Практика показывает, что чаще всего иностранные усыновители собирают документы с помощью агентств, специализирующихся на помощи будущим родителям. Через них идут справки, заявления и другие необходимые документы. Услуги эти недешевые. К примеру, для американских усыновителей разовый пакет документов обойдется в сумму более 600 долларов. И это, что называется, «по дружбе». Если какая-то справка, например, просрочена, придется все делать заново, а значит - нести новые расходы.

В деле Максима Кичигина тоже такое агентство фигурирует: ассоциация «Сервицио Полифунционале пер л’Адоционе Интернационале». Амурский минобр уже направил обращение в Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки и главе российского представительства ассоциации, через которую готовились документы на усыновление, требуя проверки.

Итальянский суд, который тоже выносил решение о законности усыновления, утверждает, что документов о психическом расстройстве Массимо Маравелле у них на момент вынесения решения суда не было.

Что теперь будет - законный вопрос. Главное - выяснить, где дала сбой система усыновления. Как так получилось, что усыновили малыша в семью, где один из родителей психически болен. Согласно правилам, даже если один из родителей нездоров, это является основанием к отклонению просьбы об усыновлении.

По собственному опыту работы с иностранными усыновителями могу сказать, что если какой-то справки не хватает, то наши органы опеки и суд обычно заворачивали документы иностранцев. Дела поэтому затягивались до полугода и больше, влетая в копеечку будущим мамам и папам: нужно ведь и продлевать визу, и тратиться на билеты на перелет к судебному заседанию и на проживание в России.

Погибший малыш.

Погибший малыш.

КСТАТИ

Отец гордился сыном, которого задушил в приступе безумия

«Мы сейчас подняли досье усыновленного Максима. За это время итальянские родители успели дважды прислать отчеты о жизни ребенка - в 2013 году и в начале 2014-го. В этих отчетах написано, что мальчик хорошо адаптировался, все у него замечательно, занимается языком, танцами. Отец, которого сейчас обвиняют в гибели мальчика, даже сделал приписку, что он гордится Максимом», - пишет на своем сайте Павел Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Кстати, Италия занимает первое место среди иностранных государств по усыновлению российских детей. В прошлом году туда усыновили более 700 малышей.

СКАЗАНО!

«Печальное известие о гибели амурского ребенка вызвало у нас шок. Сегодня мы передали все документы в прокуратуру, Следственный комитет, все о деятельности органов опеки города Благовещенска, Ивановского района, все, что касается деятельности министерства образования области, представили весь алгоритм действий, который был совершен при передачи ребенка в семью. Мы отправили письмо в департамент государственной политики по защите детей Минобрнауки РФ, в адрес представительства ассоциации, которое проводит работу по усыновлению российских детей и передачи их в итальянские семьи, с просьбой провести тщательный анализ, как могло так случиться, что родитель был психически нездоров.

Работа министерства в данном направлении ведется исключительно в соответствии с нормативно-правовой базой по передаче детей. Мы пользуемся предоставляемыми нам документами о материальном состоянии семьи, о жилищном состоянии и, конечно же, о медицинском освидетельствовании тех людей, которые берут детей на воспитание – на основании решения суда Италии по усыновлению детей. Мы не имеем полномочий и возможности проверять данные документы.

Надеюсь, что тщательная проверка компетентных органов позволит разъяснить возникшую ситуацию».

(министр образования и науки Амурской области Марина Селюч)