Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Туризм5 июля 2014 21:30

Три океана прошли, а в шторм впервые попали на Волге!

Москвичи Андрей и Лена Невзоровы совершают кругосветное путешествие на своей маленькой парусной яхте [фото]
-
"Дельту" подняли для быстрого ремонта. А заодно и от океанских ракушек почистили.

"Дельту" подняли для быстрого ремонта. А заодно и от океанских ракушек почистили.

Три года назад Андрей и Елена Невзоровы отправились в кругосветное путешествие на своей парусной яхте DELTA. Ушли прямо от стен Кремля, в День России, 12 июня 2011 года.

Лена и Андрей - муж и жена, вместе уже четверть века. Плюс три года, что они провели вдвоем в десятиметровой яхте. Вместе прошли Атлантику и Тихий океан, побывали в Панаме, на Галапагосах, во Франузской Полинезии, Индонезии... К майским праздникам добрались до Турции, а оттуда - в Черное море.

Интервью с Невзоровыми "Он, она, 10-метровая яхта и весь мир".

План у путешественников такой: завершить кругосветку в Москве в сентябре 2014 года, в День города. Сейчас DELTA уже на Волге, так что за ее перемещениями мы будем следить практически в режиме реального времени - Андрей шлет письма со своими рассказами.

Но осталось еще и много необпубликованного - о приключениях яхтсменов в Йемене и Красном море, о встречах в Турции и в Крыму. Так что, кроме информаии \ о текущих событиях, будут еще и экзотические воспоминания.

Предыдущие "серии" о путешествии "Дельты" - в разделе "Круизы и яхты" на сайте kp.ru/

А сейчас - рассказ Андрей о том, как яхта прошла от Азова до Саратова: "Все, из морей мы пришли в реки.. Единицы измерения на всех приборах переставили с миль на километры, и с узлов на километры в час. Попутно выяснили, что до Северного речного порта города Москвы 3178 километров. Вот так идиллически выглядит речная навигация в хорошую погоду. Фото: из семейного архива Невзоровых. По речкам реально проходить километров пятьдесят в день - поскольку скорость с нашим мотором не очень. Лодка сильно перегружена, и неплохо было бы понырять и дно почистить - борода из водорослей тянется за нами чуть не на полметра - позор, да и только. Да еще против течения. Совсем скорости нет - семь, восемь километров в час - курам на смех. Делим одно на другое. А надо же еще чуть не полсотни шлюзов пройти, да и в городах останавливаться - с людьми пообщаться, соляру заправить. А пока из Ростова выйдем, уже, считай, половины июня как не бывало. Цигель, как говорится, цигель. Если мотор выдержит. Как шли от Керчи до Дона? Муторно. Во-первых - глубины. Весь организм, всем фибрами души бунтует и сопротивляется против того, что его затащили на мели. Въевшееся в подкоркe святая вера в то, что под килем должно быть как минимум семь футов, трещит по всем швам. В Керчи, когда нас пытались пригласить в местный клуб постоять, я так и не смог с собой справиться. Мне мужики говорят - заходи, не бойся, у нас тут целых два метра глубины! Я им - ребята, у меня осадка метр восемьдесят! Они - так и нормально, заходи, не стесняйся! Не поверите - так и не решился зайти - простояли ночь на якоре, всем на смех. Зеркало заднего вида не только на автотрассе полезно - на оживленной реке тоже. Фото: из семейного архива Невзоровых. Во вторых - ветер. Азов - коварный. Гадали мы, гадали в Керчи, как бы так выйти, что бы не очень под раздачу попадать, так ничего и не выгадали - двадцатка (ветер 20 узлов. - Ред.) в морду, и жесткая короткая волна - а какой ей еще быть, если глубина водоема меньше десяти метров? Как раз наша волна - лодка в нее носом втыкается, перехлестывает через всю рубку, и водопадом в люк. Омерзительный переход. Хорошо, что вода в Азове уже не очень соленая, а то совсем противно бы было. Азов, с шестого года, когда я тут был, изменился здорово. Характер, как был злобненький, так и остался, но трафик! Я просто в шоке. Ну, понятно, например, Суэц - там товары из Китая в Европу и нефть из Персидского залива - но Азов просто поразил нескончаемым потоком судов.

А сейчас - рассказ Андрей о том, как яхта прошла от Азова до Саратова:

"Все, из морей мы пришли в реки.. Единицы измерения на всех приборах переставили с миль на километры, и с узлов на километры в час. Попутно выяснили, что до Северного речного порта города Москвы 3178 километров.

Вот так идиллически выглядит речная навигация в хорошую погоду.

Вот так идиллически выглядит речная навигация в хорошую погоду.

По речкам реально проходить километров пятьдесят в день - поскольку скорость с нашим мотором не очень. Лодка сильно перегружена, и неплохо было бы понырять и дно почистить - борода из водорослей тянется за нами чуть не на полметра - позор, да и только. Да еще против течения.

Совсем скорости нет - семь, восемь километров в час - курам на смех. Делим одно на другое. А надо же еще чуть не полсотни шлюзов пройти, да и в городах останавливаться - с людьми пообщаться, соляру заправить. А пока из Ростова выйдем, уже, считай, половины июня как не бывало. Цигель, как говорится, цигель. Если мотор выдержит.

Как шли от Керчи до Дона? Муторно. Во-первых - глубины. Весь организм, всем фибрами души бунтует и сопротивляется против того, что его затащили на мели. Въевшееся в подкоркe святая вера в то, что под килем должно быть как минимум семь футов, трещит по всем швам.

В Керчи, когда нас пытались пригласить в местный клуб постоять, я так и не смог с собой справиться. Мне мужики говорят - заходи, не бойся, у нас тут целых два метра глубины! Я им - ребята, у меня осадка метр восемьдесят! Они - так и нормально, заходи, не стесняйся! Не поверите - так и не решился зайти - простояли ночь на якоре, всем на смех.

Зеркало заднего вида не только на автотрассе полезно - на оживленной реке тоже.

Зеркало заднего вида не только на автотрассе полезно - на оживленной реке тоже.

Во вторых - ветер. Азов - коварный. Гадали мы, гадали в Керчи, как бы так выйти, что бы не очень под раздачу попадать, так ничего и не выгадали - двадцатка (ветер 20 узлов. - Ред.) в морду, и жесткая короткая волна - а какой ей еще быть, если глубина водоема меньше десяти метров? Как раз наша волна - лодка в нее носом втыкается, перехлестывает через всю рубку, и водопадом в люк. Омерзительный переход. Хорошо, что вода в Азове уже не очень соленая, а то совсем противно бы было.

Азов, с шестого года, когда я тут был, изменился здорово. Характер, как был злобненький, так и остался, но трафик! Я просто в шоке. Ну, понятно, например, Суэц - там товары из Китая в Европу и нефть из Персидского залива - но Азов просто поразил нескончаемым потоком судов.

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Восемь лет назад я уже проходил по маршруту, которым мы сейчас следуем - в две тысячи шестом году, возвращаясь из экспедиции вокруг Европы. По воспоминаниям того времени, то, что называлось яхт-клубом в Ростове, было, скорее, лодочной станцией - кривой пирс из ржавых понтонов и… и все. Ни о каких бытовых удобствах и речи тогда не шло. Поэтому, на подходе к городу, пока вода в реке была еще относительно чистая, мы на всякий случай решили устроить помывку - заходить в город с грязной головой боцман отказался категорически (в должности боцмана на яхте Лена. - Ред.) - в ее мечтах донская столица должна была быть городом чубастых красавцев-казаков. С фарватера отошли, якорь бросили, одёжку небогатую поскидали, да за борт попрыгали. И, ну, плескаться, веселиться, что твои утки. За этим занятием и были застигнуты. Неслышно подошедшая яхта, скрытая до поры до времени корпусом нашей лодки, выросла над нами, с неумолимостью айсберга перед "Титаником". Голые люди вызвали некоторое удивление у расположившейся на палубе яхты компании. Когда же мы были опознаны как экипаж яхты, возвращающейся из кругосветки, удивление немного ослабло - мало ли, какие у кругосветчиков причуды - и уступило место смеси жалости с восхищением. Нам было предложено немедленно покинуть эту относительно чистую воду, и всенепременно следовать за яхтой в яхт-клуб с бодрым названием «Аврал», где была обещана чистая горячая вода без ограничений. Мы последовали доброму совету и через час швартовались в гостеприимной гавани. Клуб действительно был на высоте. Вполне европейского уровня сервис,и творческий дизайн, включающий маяк с кислотно-светящейся по ночам зелено-голубой полосой, символизирующей, видимо, створный знак. Так что, если придется вам когда-нибудь проходить на лодке через Ростов - не промахнетесь. Ни днем, ни ночью. Днем клуб можно опознать еще и по стайке маленьких яхточек, крутящихся в его акватории - к воспитанию подрастающих моряков тут относятся серьезно. Андрей хотел рассказать юным яхтсменам пару баек про кругосветку. Но тренер не разрешил. Побоялся, наверное, что они тут же на Таити рванут. Фото: из семейного архива Невзоровых. На следующий день, когда хозяева выкатили нам поистине королевское угощение - донских раков. По сравнению с океанскими омарами, крабами и прочим лобстерами (на мой вкус) - гораздо лучше. Мясо нежнее и сочнее, а об хитин не надо ломать зубы или безуспешно пытаться разбить его ножом. Тут же стали выведывать способы лова. Но оказалось, что в этом отношении нам не повезло - не попали в сезон - раки в июне линяют, прячутся в глубоких норах и ловится отказываются. В Ростов прилетела мама Андрея - Надежда. Все кругосветку она снабжала Невзоровых прогнозами погоды. А теперь и сама присоединилась к путешественникам. Фото: из семейного архива Невзоровых. На следующий день - еще одна радость - приехала моя мама, Надежда, уже знакомая вам как гуру погодных предсказаний. Мы вместе пойдем до Волгограда, а сейчас - объятья сына, возвращающегося из кругосветки, с мамой, не напрасно ждавшей его домой. Поверьте, после трех лет, полных диковин и изысков, что выловленные в родных реках раки, что мамины домашние пирожки с капустой - гораздо, гораздо милее сердцу и желудку, чем заморские фейхоа со щербетами.

Восемь лет назад я уже проходил по маршруту, которым мы сейчас следуем - в две тысячи шестом году, возвращаясь из экспедиции вокруг Европы. По воспоминаниям того времени, то, что называлось яхт-клубом в Ростове, было, скорее, лодочной станцией - кривой пирс из ржавых понтонов и… и все.

Ни о каких бытовых удобствах и речи тогда не шло. Поэтому, на подходе к городу, пока вода в реке была еще относительно чистая, мы на всякий случай решили устроить помывку - заходить в город с грязной головой боцман отказался категорически (в должности боцмана на яхте Лена. - Ред.) - в ее мечтах донская столица должна была быть городом чубастых красавцев-казаков.

С фарватера отошли, якорь бросили, одёжку небогатую поскидали, да за борт попрыгали. И, ну, плескаться, веселиться, что твои утки. За этим занятием и были застигнуты. Неслышно подошедшая яхта, скрытая до поры до времени корпусом нашей лодки, выросла над нами, с неумолимостью айсберга перед "Титаником".

Голые люди вызвали некоторое удивление у расположившейся на палубе яхты компании. Когда же мы были опознаны как экипаж яхты, возвращающейся из кругосветки, удивление немного ослабло - мало ли, какие у кругосветчиков причуды - и уступило место смеси жалости с восхищением.

Нам было предложено немедленно покинуть эту относительно чистую воду, и всенепременно следовать за яхтой в яхт-клуб с бодрым названием «Аврал», где была обещана чистая горячая вода без ограничений.

Мы последовали доброму совету и через час швартовались в гостеприимной гавани. Клуб действительно был на высоте. Вполне европейского уровня сервис,и творческий дизайн, включающий маяк с кислотно-светящейся по ночам зелено-голубой полосой, символизирующей, видимо, створный знак.

Так что, если придется вам когда-нибудь проходить на лодке через Ростов - не промахнетесь. Ни днем, ни ночью. Днем клуб можно опознать еще и по стайке маленьких яхточек, крутящихся в его акватории - к воспитанию подрастающих моряков тут относятся серьезно.

Андрей хотел рассказать юным яхтсменам пару баек про кругосветку. Но тренер не разрешил. Побоялся, наверное, что они тут же на Таити рванут.

Андрей хотел рассказать юным яхтсменам пару баек про кругосветку. Но тренер не разрешил. Побоялся, наверное, что они тут же на Таити рванут.

На следующий день, когда хозяева выкатили нам поистине королевское угощение - донских раков. По сравнению с океанскими омарами, крабами и прочим лобстерами (на мой вкус) - гораздо лучше. Мясо нежнее и сочнее, а об хитин не надо ломать зубы или безуспешно пытаться разбить его ножом.

Тут же стали выведывать способы лова. Но оказалось, что в этом отношении нам не повезло - не попали в сезон - раки в июне линяют, прячутся в глубоких норах и ловится отказываются.

В Азов прилетела мама Андрея - Надежда. Все кругосветку она снабжала Невзоровых прогнозами погоды. А теперь и сама присоединилась к путешественникам.

В Азов прилетела мама Андрея - Надежда. Все кругосветку она снабжала Невзоровых прогнозами погоды. А теперь и сама присоединилась к путешественникам.

На следующий день - еще одна радость - приехала моя мама, Надежда, уже знакомая вам как гуру погодных предсказаний. Мы вместе пойдем до Волгограда, а сейчас - объятья сына, возвращающегося из кругосветки, с мамой, не напрасно ждавшей его домой.

Поверьте, после трех лет, полных диковин и изысков, что выловленные в родных реках раки, что мамины домашние пирожки с капустой - гораздо, гораздо милее сердцу и желудку, чем заморские фейхоа со щербетами.

ВВЕРХ ПО ДОНУ

До чего же красиво! Очень тут комфортно - не жарко, водичка пресная чистая, рыбка ловиться вкусная, ягодки собрать можно… Правда, наверное, что бы это все по достоинству оценить, надо на Таити побывать.

Красота!

Красота!

Стартовали мы из гостеприимного клуба «Аврал», оставив ростовчанам в подарок газовый баллон из Панамы. Дело у нас еще одно было в Ростове - техосмотр на яхту и тузик пройти - это мне за все годы плаваний по России крепко-накрепко в мозг вбили: без ежегодного техосмотра даже не думай на воду выходить - тут же поймают и накажут.Звоним в ГИМС (Инспекция маломерных судов) и тут - вот это подарок! - за время нашего отсутствия в стране, приняли новый закон, по которому техосмотр на маломерное судно надо проходить не каждый год, раз в пять лет! Вот за это вам большое человеческое спасибо.Так что прошли разводной мост в центре города и вырвались на оперативный простор.Дальше рассказывает Лена о своей первой вахте на Дону:"На Дону не была, знала его только из русской литературы, и представлялся почему то он очень широким, тихим, с конями, идущими на водопой и обязательными чубастыми казаками на берегу. Кони были, да и казаки на берегу тоже (по крайне мере, кто-то на берегу был), вот только того ожидаемого простора не было, или мне так не привычно было после бескрайних широт морей-океанов.Вцепилась в джойстик мертвой хваткой - фарватер узкий,на эхолот смотреть страшно, трафик напряженный - идут баржи, сухогрузы,танкеры, успевай только в сторону отходить.Крик в рацию :- Капитан Хачипуридзе. "Дельта", прими в право!Надо бы ответить:- Добро, принял, - а не отвернешь, там сплошные пластиковые бутылки, держащие сети. Приходится огрызаться: - Сам иди влево, осадка у меня - два метра, под берег не пойду.Вот так, с матерком-ветерком и двигаемся".

Стартовали мы из гостеприимного клуба «Аврал», оставив ростовчанам в подарок газовый баллон из Панамы. Дело у нас еще одно было в Ростове - техосмотр на яхту и тузик пройти - это мне за все годы плаваний по России крепко-накрепко в мозг вбили: без ежегодного техосмотра даже не думай на воду выходить - тут же поймают и накажут.

Звоним в ГИМС (Инспекция маломерных судов) и тут - вот это подарок! - за время нашего отсутствия в стране, приняли новый закон, по которому техосмотр на маломерное судно надо проходить не каждый год, раз в пять лет! Вот за это вам большое человеческое спасибо.

Так что прошли разводной мост в центре города и вырвались на оперативный простор.

Дальше рассказывает Лена о своей первой вахте на Дону:

"На Дону не была, знала его только из русской литературы, и представлялся почему то он очень широким, тихим, с конями, идущими на водопой и обязательными чубастыми казаками на берегу. Кони были, да и казаки на берегу тоже (по крайне мере, кто-то на берегу был), вот только того ожидаемого простора не было, или мне так не привычно было после бескрайних широт морей-океанов.

Вцепилась в джойстик мертвой хваткой - фарватер узкий,на эхолот смотреть страшно, трафик напряженный - идут баржи, сухогрузы,танкеры, успевай только в сторону отходить.

Крик в рацию :

- Капитан Хачипуридзе. "Дельта", прими в право!

Надо бы ответить:

- Добро, принял, - а не отвернешь, там сплошные пластиковые бутылки, держащие сети. Приходится огрызаться: - Сам иди влево, осадка у меня - два метра, под берег не пойду.

Вот так, с матерком-ветерком и двигаемся".

ВОЛГОДОНСК

Снова Андрей пишет: "То, что в яхт клуб Волгодонска заход сильно хитрый, я знал и раньше. За выходной стенкой шлюза надо было резко повернуть назад, потом дойти до ржавой железной бочки, от которой секретный фарватер шириной метра тр, вел мимо болтающейся на волне прозрачной (для остроты ощущений) пятилитровой баклажки и дальше, в паре метров от камышей, до входа в неприметный затон. В общем - то ничего сложного. Только нас промурыжили в шлюзе, солнышко село, и я понял, что в сумерках прозрачную бутылку обозначающую проход, мне не найти. Даже по ГЛОНАССу. Для очистки совести попытавшись вызвать яхт-клуб по рации (ишь, замашки), и уныло поплутав по бахче из длиннющих и крайне крепких саргассов, умудрившихся намотаться на все, что ниже ватерлинии, капитан объявил экипажу, что душа им сегодня не видать. По моим воспоминаниям восьмилетней давности, в клубе была горячая вода, и почесывающиеся последние пару дней блондинки с причитаниями о том, «зачем мне нужна моя голова, если она три дня не мыта» с большой неохотой убрали приготовленные швартовы и выполнили команду «отдать якорь». Первые лучи солнца блеснули на вожделенном бидончике, мирно покачивающимся в полусотне метров от борта. Секретный проход найден! Лебедка, распугивая уток и лягушек, с явной натугой вытащила якорь, обмотанный копной мерзких водорослей. С копны обратно в воду плюхнулся здоровенный рак. Обойдя весь Земной шар, Андрей убедился: российские пейзажи ему больше всего нравятся. Фото: из семейного архива Невзоровых. Из затона к нам спешил катерок, человек радостно размахивал руками, и кричал про то, что как только ему позвонили и сказали, что какие-то лохи застряли в огороде, так он сразу понял, что это вовсе не лохи, а кругосветная DELTA, и поспешил нас встретить. А про то, что DELTA на подходе, ему сообщил свой человек со шлюза. Я рулил за катерком, ворча про себя о том, что если прозрачный бидончик покрасить красной краской, то проход в клуб будет находить существенно легче, а если к нему присовокупить еще и бидончик, покрашенный зеленой краской, то это будет просто полноценная навигационная обстановка. И не надо будет никого встречать по утру - все сами дорогу найдут. А дорога в Волгодонский яхт-клуб нужна многим - да что там, почти всем, кто идет «из варяг в греки» - с Волги в Азовское море и обратно. Зачем? Да за тем, что в Волгодонске можно починить или изготовить почти все, что угодно. У нас на этот раз возникли проблемы с трансмиссией: в масле появилась вода. Слава Богу, что малыми ходами дотянули до Волгодонска, не убив подшипники и шестеренки привода sail-drive. Конструкция это новаторская, и, как и любое хитрое устройство, имеет свои недостатки - если что-то с ним случается, для решения проблемы лодку надо поднимать из воды. Человек, радостно приветствовавший нас с катера, оказался исключительно деятельным директором яхт-клуба Алексеем, и с ходу взял нас, еще тепленьких со сна, в оборот. Оказалось, что он уже давно следит за нашими приключениями, и действительно отслеживал нас по шлюзам. Проблемы с трансмиссией? Поднять лодку? Баня для экипажа? Что еще? Все? Ожидайте…В каждом городе Невзоровы встречаются с друзьями, местными яхтсменами, читателями своего блога. И раздают интервью. Фото: из семейного архива Невзоровых. Джип с логотипом яхтенного центра, резво взял с места, распугивая сонных собак, через сорок три минуты - мы не успели даже толком позавтракать - на причале уже разворачивал башню новенький двадцатипятитонный кран, мужики катили телегу для лодки, разматывали стропы и топили баню. Лодку выдернули из воды как редиску, и тут меня ждал шок - крановщик, которому я втирал про то, что лодка весит пять тонн, ткнул пальцем в компьютерный монитор, и с усмешкой выдал: - пять тонн, говоришь? Шесть восемьсот, не хочешь?... Елки, палки, а я-то думаю, чего же лодка не идет совсем? Почти две тонны барахла! Нет, ну я предполагал, конечно, что Боцман у меня запасливый, но что бы настолько… Пока девочки соскабливали с днища ракушки, вопреки всем ожиданиям даже и не собиравшиеся отмирать в пресной воде, я хмуро крутил закисшие гайки. В подставленный бидончик вылился водопадик того, что должно было бы быть трансмиссионным маслом, а на самом деле было беловатой эмульсией из остатков масла и воды. Сальники - в хлам, на валу глубокая канавка от выработки. Мужики тут же позвонили на атоммаш, и стали убеждать меня, что буквально за день вал может быть восстановлен - звучали термины ионно-дуговой сварки, микронных точностей, шлифовки и расточки. А я вспоминал фильм про похождения графа Калиостро, и гениальные фразы о том, что то, что один человек построил, другой завсегда разобрать сможет. И все бы действительно можно было бы сделать - были и станки ионной сварки, и микронные точности, но я боялся, что растянется это на несколько дней. А у нас график, будь он неладен, и кто знает, что еще сломается. Поэтому, наступив на горло желанию восстановить поврежденный вал, я пошаркал его шкуркой, поставил новые сальники и, под неодобрительные взгляды, брезгливо воткнул всю конструкцию обратно. Авось, до Москвы дотянет, а там разберемся. Вечером яхта была опять на воде. Вечером - баня с бассейном, с утра - дегустация цимлянских вин. Водопад информации о синих суглинках, и выдержке винограда до осени, от чего он становится подвяленным. Изюмизация? Есть такой термин? И рассказы о местных достопримечательностях - затопленных древних крепостях, табунах диких донских лошадей, огромных рыбных богатствах Цимлянского водохранилища, и, конечно, о коварном нраве этого милого с виду водоема. К нашей коллекции названий ветров, где уже были таитянский «мараму» и ростовская «низовка», добавился цимлянский «калмык». Говорят, до сорока метров в секунду бывает. Очень интересные места. В клубе, кстати, организовано производство яхт класса «микро» и есть неплохой флот. Вполне вариант отпуска на пару недель - взять «микрушку», полазить по Цимлянскому водохранилищу, попить местных вин и половить рыбку. Классический волгоградский пейзаж с борта яхты. Фото: из семейного архива Невзоровых.

Снова Андрей пишет:

"То, что в яхт клуб Волгодонска заход сильно хитрый, я знал и раньше. За выходной стенкой шлюза надо было резко повернуть назад, потом дойти до ржавой железной бочки, от которой секретный фарватер шириной метра тр, вел мимо болтающейся на волне прозрачной (для остроты ощущений) пятилитровой баклажки и дальше, в паре метров от камышей, до входа в неприметный затон.

В общем - то ничего сложного. Только нас промурыжили в шлюзе, солнышко село, и я понял, что в сумерках прозрачную бутылку обозначающую проход, мне не найти. Даже по ГЛОНАССу.

Для очистки совести попытавшись вызвать яхт-клуб по рации (ишь, замашки), и уныло поплутав по бахче из длиннющих и крайне крепких саргассов, умудрившихся намотаться на все, что ниже ватерлинии, капитан объявил экипажу, что душа им сегодня не видать.

По моим воспоминаниям восьмилетней давности, в клубе была горячая вода, и почесывающиеся последние пару дней блондинки с причитаниями о том, «зачем мне нужна моя голова, если она три дня не мыта» с большой неохотой убрали приготовленные швартовы и выполнили команду «отдать якорь».

Первые лучи солнца блеснули на вожделенном бидончике, мирно покачивающимся в полусотне метров от борта. Секретный проход найден! Лебедка, распугивая уток и лягушек, с явной натугой вытащила якорь, обмотанный копной мерзких водорослей. С копны обратно в воду плюхнулся здоровенный рак.

Обойдя весь Земной шар, Андрей убедился: российские пейзажи ему больше всего нравятся.

Обойдя весь Земной шар, Андрей убедился: российские пейзажи ему больше всего нравятся.

Из затона к нам спешил катерок, человек радостно размахивал руками, и кричал про то, что как только ему позвонили и сказали, что какие-то лохи застряли в огороде, так он сразу понял, что это вовсе не лохи, а кругосветная DELTA, и поспешил нас встретить. А про то, что DELTA на подходе, ему сообщил свой человек со шлюза.

Я рулил за катерком, ворча про себя о том, что если прозрачный бидончик покрасить красной краской, то проход в клуб будет находить существенно легче, а если к нему присовокупить еще и бидончик, покрашенный зеленой краской, то это будет просто полноценная навигационная обстановка. И не надо будет никого встречать по утру - все сами дорогу найдут.

А дорога в Волгодонский яхт-клуб нужна многим - да что там, почти всем, кто идет «из варяг в греки» - с Волги в Азовское море и обратно. Зачем? Да за тем, что в Волгодонске можно починить или изготовить почти все, что угодно.

У нас на этот раз возникли проблемы с трансмиссией: в масле появилась вода. Слава Богу, что малыми ходами дотянули до Волгодонска, не убив подшипники и шестеренки привода sail-drive. Конструкция это новаторская, и, как и любое хитрое устройство, имеет свои недостатки - если что-то с ним случается, для решения проблемы лодку надо поднимать из воды.

Человек, радостно приветствовавший нас с катера, оказался исключительно деятельным директором яхт-клуба Алексеем, и с ходу взял нас, еще тепленьких со сна, в оборот. Оказалось, что он уже давно следит за нашими приключениями, и действительно отслеживал нас по шлюзам. Проблемы с трансмиссией? Поднять лодку? Баня для экипажа? Что еще? Все? Ожидайте…

В каждом городе Невзоровы встречаются с друзьями, местными яхтсменами, читателями своего блога. И раздают интервью.

В каждом городе Невзоровы встречаются с друзьями, местными яхтсменами, читателями своего блога. И раздают интервью.

Джип с логотипом яхтенного центра, резво взял с места, распугивая сонных собак, через сорок три минуты - мы не успели даже толком позавтракать - на причале уже разворачивал башню новенький двадцатипятитонный кран, мужики катили телегу для лодки, разматывали стропы и топили баню.

Лодку выдернули из воды как редиску, и тут меня ждал шок - крановщик, которому я втирал про то, что лодка весит пять тонн, ткнул пальцем в компьютерный монитор, и с усмешкой выдал: - пять тонн, говоришь? Шесть восемьсот, не хочешь?... Елки, палки, а я-то думаю, чего же лодка не идет совсем? Почти две тонны барахла! Нет, ну я предполагал, конечно, что Боцман у меня запасливый, но что бы настолько…

Пока девочки соскабливали с днища ракушки, вопреки всем ожиданиям даже и не собиравшиеся отмирать в пресной воде, я хмуро крутил закисшие гайки. В подставленный бидончик вылился водопадик того, что должно было бы быть трансмиссионным маслом, а на самом деле было беловатой эмульсией из остатков масла и воды. Сальники - в хлам, на валу глубокая канавка от выработки.

Мужики тут же позвонили на атоммаш, и стали убеждать меня, что буквально за день вал может быть восстановлен - звучали термины ионно-дуговой сварки, микронных точностей, шлифовки и расточки. А я вспоминал фильм про похождения графа Калиостро, и гениальные фразы о том, что то, что один человек построил, другой завсегда разобрать сможет. И все бы действительно можно было бы сделать - были и станки ионной сварки, и микронные точности, но я боялся, что растянется это на несколько дней.

А у нас график, будь он неладен, и кто знает, что еще сломается. Поэтому, наступив на горло желанию восстановить поврежденный вал, я пошаркал его шкуркой, поставил новые сальники и, под неодобрительные взгляды, брезгливо воткнул всю конструкцию обратно. Авось, до Москвы дотянет, а там разберемся. Вечером яхта была опять на воде.

Вечером - баня с бассейном, с утра - дегустация цимлянских вин. Водопад информации о синих суглинках, и выдержке винограда до осени, от чего он становится подвяленным. Изюмизация? Есть такой термин?

И рассказы о местных достопримечательностях - затопленных древних крепостях, табунах диких донских лошадей, огромных рыбных богатствах Цимлянского водохранилища, и, конечно, о коварном нраве этого милого с виду водоема. К нашей коллекции названий ветров, где уже были таитянский «мараму» и ростовская «низовка», добавился цимлянский «калмык». Говорят, до сорока метров в секунду бывает. Очень интересные места.

В клубе, кстати, организовано производство яхт класса «микро» и есть неплохой флот. Вполне вариант отпуска на пару недель - взять «микрушку», полазить по Цимлянскому водохранилищу, попить местных вин и половить рыбку.

Классический волгоградский пейзаж с борта яхты.

Классический волгоградский пейзаж с борта яхты.

ВОЛГОГРАД

Волго-Донскую систему, состоящую из дюжины шлюзов, просвистеть удалось достаточно лихо - буквально за сутки. Вся хитрость состояла в том, что бы найти корабль-недомерок, и потом его не упустить. Коммерческие суда, при всем своем кажущимся разнообразии, строятся совсем не просто так - они строятся под размер шлюзов. В нижнем течении Волги распространен класс "Волго-Дон" - длинной 140 метров, под размер камер шлюзов Волго-Донской системы. На севере ходят "Волго-Балты" - под размер, что понятно, Волго-Балтийской системы. Океаны бороздят суда типа "Панамакс" - под размер Панамского канала. Они там сейчас новую ветку строят, побольше - и сразу появятся суда "супер-Панамакс". Коммерческая выгода понятна: шлюзы-то платные - и чем больше судно запихивается в шлюз, тем дешевле получается единица перевозимого груза. А что делать яхтам, когда от кормы грузового судна до створок ворот остается пять метров, а судов таких в очереди стоит несколько десятков, и постоянно подходят новые? Ничего не сделаешь - остается курить бамбук в ожидании судна - недомерки. Уже на подходе к шлюзам, мы опытным взглядом осмотрели стоящую на якорях очередь карго и танкеров и - вот он, родной, «Волжский-7», по воле неведомой судьбы - 97 метров, как раз для нас местечко в камере останется. Вот только одна незадача - его очередь подходила ночью, а в темное время маломерные суда, вообще говоря, не шлюзуют. Инструкция у них, будь она неладна. Начальник над всей системой - главный диспетчер. Он решает, когда кого брать, может вообще пустить без очереди, а может оставить куковать до зимы. Диспетчер оказался мужиком правильным, в ситуацию вник, и под свою ответственность нас принял. "Волжский" все тринадцать шлюзов нам мелко пакостил - то ходу резко даст на выходе, то между шлюзами попытается от нас убежать на полных ходах - вдруг прилипшая яхта отстанет и оставит его в покое. Не, от нас так просто не убежать, прилипли мы крепко, и целые сутки, что нас вместе то поднимали, то опускали, мозолили ему глаза и ругались в рацию, если он выходил ну уж сильно резко.Капитан яхты "Нерв" оказался страстным поклонником Высоцкого. Фото: из семейного архива Невзоровых. Волгоград встретил нас...мужиком в тельняшке и с гитарой, на моторке с надписью «Нерв». Пройти мимо вариантов не было. Оказалось, сам Владимир Иванович Корецкий - организатор, создатель, основатель и президент. Человек - энергия. Пересек Атлантику на яхте «Владимир Высоцкий», и с тех пор - просто не остановить. Музей создал. Храмы плавучие строит, фестивали проводит. Заплывы зимние организует , летом в купели с родниковой водой тренируется. И все это посвящено Высоцкому. Книги, диски с неизвестными песнями Высоцкого в исполнении Корецкого. Поет Владимир, кстати, очень, очень неплохо. И, с его слов, мама Владимира Семеновича ему черновики сына отдала, оттуда и песни неизвестные. Музыку к стихам написал сам. Мы же, немного подуставшие после шлюзов, всю экспозицию внимательно осмотрели, и решили потихоньку дальше пойти. Еще один шлюз, и начинается Волгоградское водохранилище. Будете в этих краях - загляните в гости к Корецкому, в его музей Владимира Семеновича Высоцкого. Фото: из семейного архива Невзоровых. Если мотор не стуканет, надеемся мы, что график будет примерно следующий: Самара 7 июляУльяновск 12 июляКазань 20 июляНижний Новгород 1 августаЯрославль 12 августаМосква Финиш, 6 сентября - День Города

Волго-Донскую систему, состоящую из дюжины шлюзов, просвистеть удалось достаточно лихо - буквально за сутки. Вся хитрость состояла в том, что бы найти корабль-недомерок, и потом его не упустить. Коммерческие суда, при всем своем кажущимся разнообразии, строятся совсем не просто так - они строятся под размер шлюзов.

В нижнем течении Волги распространен класс "Волго-Дон" - длинной 140 метров, под размер камер шлюзов Волго-Донской системы. На севере ходят "Волго-Балты" - под размер, что понятно, Волго-Балтийской системы. Океаны бороздят суда типа "Панамакс" - под размер Панамского канала. Они там сейчас новую ветку строят, побольше - и сразу появятся суда "супер-Панамакс".

Коммерческая выгода понятна: шлюзы-то платные - и чем больше судно запихивается в шлюз, тем дешевле получается единица перевозимого груза. А что делать яхтам, когда от кормы грузового судна до створок ворот остается пять метров, а судов таких в очереди стоит несколько десятков, и постоянно подходят новые?

Ничего не сделаешь - остается курить бамбук в ожидании судна - недомерки. Уже на подходе к шлюзам, мы опытным взглядом осмотрели стоящую на якорях очередь карго и танкеров и - вот он, родной, «Волжский-7», по воле неведомой судьбы - 97 метров, как раз для нас местечко в камере останется.

Вот только одна незадача - его очередь подходила ночью, а в темное время маломерные суда, вообще говоря, не шлюзуют. Инструкция у них, будь она неладна.

Начальник над всей системой - главный диспетчер. Он решает, когда кого брать, может вообще пустить без очереди, а может оставить куковать до зимы. Диспетчер оказался мужиком правильным, в ситуацию вник, и под свою ответственность нас принял.

"Волжский" все тринадцать шлюзов нам мелко пакостил - то ходу резко даст на выходе, то между шлюзами попытается от нас убежать на полных ходах - вдруг прилипшая яхта отстанет и оставит его в покое. Не, от нас так просто не убежать, прилипли мы крепко, и целые сутки, что нас вместе то поднимали, то опускали, мозолили ему глаза и ругались в рацию, если он выходил ну уж сильно резко.

Капитан яхты "Нерв" оказался страстным поклонником Высоцкого.

Капитан яхты "Нерв" оказался страстным поклонником Высоцкого.

Волгоград встретил нас...мужиком в тельняшке и с гитарой, на моторке с надписью «Нерв». Пройти мимо вариантов не было. Оказалось, сам Владимир Иванович Корецкий - организатор, создатель, основатель и президент. Человек - энергия. Пересек Атлантику на яхте «Владимир Высоцкий», и с тех пор - просто не остановить. Музей создал. Храмы плавучие строит, фестивали проводит. Заплывы зимние организует , летом в купели с родниковой водой тренируется.

И все это посвящено Высоцкому. Книги, диски с неизвестными песнями Высоцкого в исполнении Корецкого. Поет Владимир, кстати, очень, очень неплохо. И, с его слов, мама Владимира Семеновича ему черновики сына отдала, оттуда и песни неизвестные. Музыку к стихам написал сам.

Мы же, немного подуставшие после шлюзов, всю экспозицию внимательно осмотрели, и решили потихоньку дальше пойти. Еще один шлюз, и начинается Волгоградское водохранилище.

Будете в этих краях - загляните в гости к Корецкому, в его музей Владимира Семеновича Высоцкого.

Будете в этих краях - загляните в гости к Корецкому, в его музей Владимира Семеновича Высоцкого.

Если мотор не стуканет, надеемся мы, что график будет примерно следующий:

Самара 7 июля

Ульяновск 12 июля

Казань 20 июля

Нижний Новгород 1 августа

Ярославль 12 августа

Москва Финиш, 6 сентября - День Города

ВОЛГОГРАДСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

До того, как поломался мотор, все было прекрасно. Волгоградское водохранилище - просто праздник какой-то. Берега не видно! Просторы такие, что реально голову сносит. Нам по большому секрету рассказали о месте, где водохранилище подмывает берег, на котором стоял древний город, и на берегу много чего интересного найти можно, вплоть до монет и оружия. Мы, понятное дело, к рассказам отнеслись скептически. Я даже на «раскопки» не пошел, предпочтя на пляжике часок поваляться, Лена же целеустремленно отправилась на поиски клада.Когда она за неполный час набрала подол керамических черепков, вот я удивился!И под водой - камни явно из кладки.Только место сказать не могу, извините, обещал не разглашать. Зато другую достопримечательность - это пожалуйста: 2350 километр, урочище Ураков бугор. Там молодой Сенька Разин у хана Урака служил. На мысе между Нижнем и Верхним Ураковым заливом крепость стояла, и Урак этот дань с проезжающих собирал. Рядом здоровенный бугор торчит - из него камни для постройки крепости добывали, и подземных ходов накопали, что твои кроты - со всех сторон. В некоторые и до сих пор залезть можно.Как в пещеру не залезть, если запрещено! Фото: из семейного архива Невзоровых. Запрещено, естественно, без согласования, но можно. Я вот, кстати, понял, почему запреты за границей не раздражают, а наши - ну просто бесят. Да потому, что там не пишут «запрещено», там пишут «опасно для жизни». Чувствуете разницу? В первом случае - ограничение свободы личности, а во втором - забота о человеке. Еще со времен Тома Сойера повелось - если по реке путешествуешь, обязательно в пещеру надо залезть. Как связано - непонятно, видимо, после бескрайних просторов очень тянет в тесную нору. У-ууу, духи горы… Духи бугра? Наверняка ведь есть духи бугра, что за бугор без духов, тем более в таком месте. Как с рекой поговорили, сразу рыба ловиться начала. Линей, карасей да плотву - в засолку на воблу, окуней и судака - коптить. По местной рекомендации - на чабреце. Мы как по половинке судачка навернули, потом весь вечер руки отмыть не могли, жирный он. Окуней на другой день доедали, у них мясо поплотнее. Да и какая рыба больше понравилось, даже не знаю.

До того, как поломался мотор, все было прекрасно. Волгоградское водохранилище - просто праздник какой-то. Берега не видно! Просторы такие, что реально голову сносит.

Нам по большому секрету рассказали о месте, где водохранилище подмывает берег, на котором стоял древний город, и на берегу много чего интересного найти можно, вплоть до монет и оружия.

Мы, понятное дело, к рассказам отнеслись скептически. Я даже на «раскопки» не пошел, предпочтя на пляжике часок поваляться, Лена же целеустремленно отправилась на поиски клада.Когда она за неполный час набрала подол керамических черепков, вот я удивился!И под водой - камни явно из кладки.Только место сказать не могу, извините, обещал не разглашать.

Зато другую достопримечательность - это пожалуйста: 2350 километр, урочище Ураков бугор. Там молодой Сенька Разин у хана Урака служил. На мысе между Нижнем и Верхним Ураковым заливом крепость стояла, и Урак этот дань с проезжающих собирал.

Рядом здоровенный бугор торчит - из него камни для постройки крепости добывали, и подземных ходов накопали, что твои кроты - со всех сторон. В некоторые и до сих пор залезть можно.

Как в пещеру не залезть, если запрещено!

Как в пещеру не залезть, если запрещено!

Запрещено, естественно, без согласования, но можно. Я вот, кстати, понял, почему запреты за границей не раздражают, а наши - ну просто бесят. Да потому, что там не пишут «запрещено», там пишут «опасно для жизни». Чувствуете разницу? В первом случае - ограничение свободы личности, а во втором - забота о человеке.

Еще со времен Тома Сойера повелось - если по реке путешествуешь, обязательно в пещеру надо залезть. Как связано - непонятно, видимо, после бескрайних просторов очень тянет в тесную нору. У-ууу, духи горы… Духи бугра? Наверняка ведь есть духи бугра, что за бугор без духов, тем более в таком месте.

Как с рекой поговорили, сразу рыба ловиться начала. Линей, карасей да плотву - в засолку на воблу, окуней и судака - коптить. По местной рекомендации - на чабреце.

Мы как по половинке судачка навернули, потом весь вечер руки отмыть не могли, жирный он. Окуней на другой день доедали, у них мясо поплотнее. Да и какая рыба больше понравилось, даже не знаю.

САРАТОВ

"За пять километров до селения Ахмат ехать перестали. Мотор работает, а не едет. Совсем. Ни туда, ни сюда. Хорошо, заливчик рядом был - до заливчика дотарахтели, на рыбаков ругаемся - по всем признакам или винт потеряли, или сеть на винт намотали - им вся Волга перегорожена. Открытие рыбалки только первого июля, сейчас нерест, по этому, местные ловят только сетями, что бы уж наверняка.

Гидрокостюм достал, маску, трубку, ласты не забыл - рыбаки вокруг дивятся - глянь, инопланетянин! За борт плюхнулся - вода холоднющая, а что делать? Под лодку нырнул, как большой - нож в руке, сети обрезать, а обрезать то и нечего - винт чистый, как помыслы комсомолки.

Пробкой вылетев обратно, стучу зубами и боцману докладываю - винт чист и на месте, значит накрылась трансмиссия. Утром открываю крышку от привода, и с удивлением обнаруживаю, что там все нормально. Даже маслице чистенькое. Ну и что делать -то?

У боцмана есть полезное свойство - она умеет вовремя задавать правильные вопросы. Вы думаете, зачем я ей про винт докладывал? Это я не просто воздух сотрясал, это я себе звено у логической цепочки нарисовал, а боцман зафиксировал - винт в порядке. Мотор работает. Трансмиссия целая. Пока я удивленно хлопал глазами, умная Ленка сформулировала вопрос - а между мотором и драйвом у тебя что? А я помню, что ли? Я его пятнадцать лет назад собирал. Короче, надо движок снимать, вскрытие покажет.

Пазл удалось собрать ближе к вечеру - получились очертания умнейшего механизма, сэндвичевой конструкции, гасящего колебания, вибрации, и к тому же самоцентрирующегося, дабы не нанести вреда валам.

Экспресс-обзвон трех контор, торгующих заветными частями, дал вполне очевидный результат - хитрый механизм, который по закону подлости и не в моторе и не в трансмиссии, а где-то между ними, надо ждать недели три, не меньше, да еще знать секретный К-номер двигателя.

Пройдя за день от силы два десятка километров и спалив половину имеющейся канистры бензина, загрустили - даже Саратов превращался в миражную мечту. А с утра вдуло. А на Волге, если прилетает, то жестко - с грозами, шквалами, и прочим прелестями. Лавировку на фарватере шириной с лесную просеку буду вспоминать долго.

Это не Атлантика, а родные волжские просторы - за три года кругосветки Невзоровы впервые попали в шторм.

Это не Атлантика, а родные волжские просторы - за три года кругосветки Невзоровы впервые попали в шторм.

Грохот катающейся внизу стокилограммовой туши двигателя, не находившего себе места среди кастрюлек и сковородок из стошнившего кухонного шкафа, которому он выбил дверцу, перекрывался визгом подвесника, который ни как не мог зацепиться винтом за воду, что бы хоть как то помочь истрепанным парусам. Мы наконец-то попали в шторм!

Теперь, с гордостью будем говорить, что в шторм все-таки попадали. А то три океана, три океана, а страшки никакой даже и не рассказать - вот она вам, волжская страшка.

То, что река извилистая, иногда и помогает - после очередного поворота русла, ветер стал более-мение попутным, и уже к вечеру мы, впереди собственного визга, подлетали к клубу-на-баржЕ. Около входа на секретный фарватер задорно подпрыгивала на волне вышедшая, несмотря на непогоду, нам навстречу яхта «Арго».

Это на Лазруном берегу в яхт-клубах сплошной гламур. На Волге бывает, что яхтсмены ютятся на старой барже.

Это на Лазруном берегу в яхт-клубах сплошной гламур. На Волге бывает, что яхтсмены ютятся на старой барже.

Очень радушно нас встретили. И клуб забавный - со старого места, где три десятка лет был саратовский яхт-клуб, яхтсменов погнали злые люди, и они теперь обживают вросшую в дно баржу. Она как бы ни чья - ни земля, ни вода. Антураж очень напоминает «Остров погибших кораблей» Беляева.

Но, встреча встречей, а вопрос с ремонтом надо было решать. В качестве временного решения, пока не придет запчасть, или нам не удастся набрать таки денег на новый мотор, могла пойти художественная сварка. Как же я кусал локти, что отправил свой великолепный сварочный аппарат с тончайшими электродами и возможностью сварки в инертной аргонной среде домой, в числе прочего барахла! Ну кто мог подумать?

Мотор - главная проблема речной части экспедиции. Старенький, слабенький, а теперь еще и сломался.

Мотор - главная проблема речной части экспедиции. Старенький, слабенький, а теперь еще и сломался.

Сварщик Митрич был мужиком суровым. А его сварочный аппарат, которым варили секции забора и подваривали разваливающуюся баржУ в тех местах, где становилось опасно ходить, вызывал оторопь своей монументальностью. Когда Митрич варил, во всем Саратове тускнел свет, но вариантов не было. За две бутылки, из россыпи гнутых железок народный умелец соорудил что-то похожие на изделие.

Так что тотализатор «Дойдет ли DELTA до Москвы» продолжается. Делайте ваши ставки, господа и дамы".

Подготовила Юлия СМИРНОВА.