Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+27°
Boom metrics
Общество7 мая 2014 10:00

Как Москва в годы войны «говорила» из Свердловска

Всю Великую Отечественную диктору Юрию Левитану пришлось провести в добровольном изгнании. Лишь несколько человек знали, что радиоведущий зачитывал сводки информбюро вовсе не из Москвы, а из темного подвала в Свердловске
Железный голос Юрия Борисовича советские военные оценивали в целую дивизию.

Железный голос Юрия Борисовича советские военные оценивали в целую дивизию.

Всю Великую Отечественную войну слова «Внимание, говорит Москва!» поддерживали весь Советский Союз. Железный голос Юрия Борисовича советские военные оценивали в целую дивизию. Адольф Гитлер и вовсе называл Левитана своим личным врагом номер один. Триста тысяч рейхсмарок от него мог получить любой, кто заставил бы советского радиоведущего замолчать. Однако денег этих так никто и не получил. Пока шла война, даже самые близкие диктора не знали, откуда именно вещает Юрий Борисович.

Еще в самом начале войны его эвакуировали в Свердловск.

- На столицу Урала выбор пал неслучайно. Когда началась война, и немцы стали подступать к Москве, на восток от столицы было только две мощных станции. Одна в далеком Новосибирске, а другая здесь, у нас в Свердловске, - объясняет Борис Кошелев, старший научный сотрудник Музея Радио им. Александра Попова. - Станция, через которую шло вещание на всю страну, находилась неподалеку от города на озере Шарташ. Однако сам Левитан работал в центре Свердловска, в студии, спрятанной в подвале двухэтажного дома. От озера туда был протянут кабель.

Всю войну Юрий Борисович Левитан говорил от лица Москвы. В строжайшем секрете хранилась правда о том, что в столице его уже давно нет. Это могло вызвать панику по всему Союзу. Операция по эвакуации диктора на Урал была настолько тайной, что даже в документах под грифом «секретно» остались лишь косвенные указания на его личность.

Так, в рассекреченном недавно Постановлении № 152 заседания исполкома Свердловского горсовета депутатов трудящихся от 22 июля 1941 года указывалось, что скоро в городе будут размещены сотрудники Всесоюзного радиокомитета:

«Передать во временное пользование Всесоюзному радиокомитету помещение бывшей Михайловской церкви и часовни». В другом Постановлении, от 6 августа, уже говорилось более четко, что надо выделить для работников радиокомитета семь комнат. При этом ни имя, ни фамилия Левитана нигде не упоминались.

О том, что с работниками радиокомитета привезут и всесоюзную «радиозвезду», не знали даже первые лица города. В итоге, человек которого радушно приняли бы в любом уголке страны, на несколько лет оказался в полном одиночестве. Полтора года он провел в здании Свердловского радиокомитета, без возможности перейти хотя бы на другую сторону дороги.

- Он жил в минутной готовности, можно сказать, в круглосуточном дежурстве, - объясняет Борис Михайлович. - Во дворе для него был построен деревянный домик. Чтобы передать сообщение СОВИНФОРМБЮРО, Юрию Бороисовичу достаточно было просто выйти из него и спуститься через отдельную дверь в подвал здания Свердловского радиокомитета.

Из-за глухой застройки посторонние не могли увидеть, как великий советский диктор прогуливается в одиночестве по небольшому пяточку земли, коротая время между выходами в эфир. Сводки для эфира ему надиктовывали по телефону. Иногда он позволял себе подняться этажом выше, где работали сотрудники радиокомитета, но раскрывать им свое имя не имел права. При общении с коллегами Левитану приходилось менять голос. А в лицо его и подавно никто не знал, так как в газетах запускалась дезинформация о его внешности. Но даже, несмотря на все эти меры предосторожности, чтобы шпионы не добрались до «личного врага Гитлера», его постоянно охраняли двое вооруженных сотрудников НКВД на случай, если на «стальной голос» все-таки посмеют совершить покушение.

Кстати, в то время, когда Юрий Левитан передавал из подвала новостные сводки, этажом выше работал радиокомитет, также вещавший на всю страну. В прямом эфире там выступали известные советские писатели Агния Барто, Алексей Толстой, Мариэтта Шагинян и Лев Кассиль. Они зачитывали свои лучшие произведения, чтобы поддержать боевой дух солдат и рабочих.

Так продолжалось до 1943 года, когда в городе Куйбышеве появилось более мощное радиооборудование. И Юрия Левитана вместе с радиокомитетом секретно перевезли на новое место работы.