Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды24 апреля 2014 12:23

Татьяна Устинова: «Жюль Верн напоминает, что западная толерантность не «врожденная и незыблемая»

Что советуют почитать на майских праздниках известные люди
Перед майскими каникулами, озадачившись вопросом, что бы такое почитать на досуге, «Комсомолка» решила спросить совета у людей знающих и авторитетных

Перед майскими каникулами, озадачившись вопросом, что бы такое почитать на досуге, «Комсомолка» решила спросить совета у людей знающих и авторитетных

Перед майскими каникулами, озадачившись вопросом, что бы такое почитать на досуге, «Комсомолка» решила спросить совета у людей знающих и авторитетных в книжном мире - и теперь делится этими советами со своими читателями.

Михаил Сеславинский, государственный деятель, членкор Российской Академии художеств, меценат и библиофил.

- Во время командировки в Санкт-Петербург начал в «Сапсане» читать новый роман Захара Прилепина «Обитель». Уже по первым страницам чувствуется, что это мощное эпическое литературное произведение, с героями которого начинаешь жить и общаться в кельях Соловецкого монастыря в эпоху существования там печально известного Соловецкого лагеря особого назначения. Очевидно, что для автора роман является глубоко выстраданным, основанным не только на документальных источниках, но и личном мироощущении. Будьте готовы к тому, что увесистый том «Обители» не даст вам оторваться от чтения несколько дней, что само по себе является большим человеческим счастьем.

Татьяна Устинова, писатель:

- Искренне советую всем почитать или перечитать Константина Пустовского. Я сама его как раз сейчас перечитываю и получаю огромное наслаждение. Возьмите его на дачу или в отпуск на майские праздники – лучшего чтения не найти. Можно перечитывать все подряд, от рассказов «Снег», «Репортер Крыс», «Барсучий нос» - они у него все хороши необычайно - до романа «Колхида». Это по-настоящему красиво. А ведь мы с вами, по крайне мере многие из нас, почти разучились различать в мире красоту. Для нас мерседес с ценником в сто тыщ евро – это красиво. А закатное солнце – на нем ценника такого нет – значит, так, проходим мимо. Паустовскому же мы верим без всякого ценника – всей той неподдельной красоте, которую он описывает. Это превосходная литература.

Еще всем советую перечитать Жюля Верна. Да-да. Мы его читаем семейно – выяснилось, что наш младший сын Тимофей 13 лет от роду, до сих пор ничего жюль-верновского не прочел. Хотя мы, конечно, все видели говорухинский фильм «Дети капитана Гранта», но чтения книги это не заменит. Вот я и достала его с полки. И должна сказать, что даже взрослому среднекультурному человеку очень интересно получить представление о том, как выглядел мир всего 150 лет назад. Когда подводная лодка, телеграф, пакетбот, железная дорога представлялись абсолютным технологическим прорывом! Вершиной, дальше которой просто некуда. Это так любопытно в свете скоростей нашей жизни. А еще некоторым нашим либералам Жюля Верна полезно перечитать, чтобы поразмыслить о «врожденной и незыблемой» европейской толерантности. Вот, к примеру, цитата: «Мне ничего не стоило подстрелить этого дикаря, но я решил проявить гуманность…» и такие строчки то и дело проскакивают в его произведениях. И это всего 150 лет назад - тогда ни один прогрессивный человек не считал аборигена ровней себе и вообще не видел в нем такого же человека. Жюль Верн, вообще-то, прогрессист и философ, описывая нападение индейцев на почтовый поезд, искренне радовался, когда «паровая машина давит дикарей, как червяков». И это ведь тоже характеризует западную цивилизацию. Кто забыл – может вспомнить.

Писатель Дмитрий Быков:

- Для начала я горячо рекомендую замечательную книгу Алексея Иванова «Ебург». Это полудокументальная книга об эволюции уральской (а значит и всей нашей) действительности от 90-х до начала нулевых. Аналитические фрагменты чередуются там с криминальными индустриальными байками и это делает «Ебург» очень интересным и глубоким произведением.

Дальше – «Обитель» Захара Прилепина, конечно! Кроме прочих достоинств, это отличное исследование психологии массового человека. И оно показало, что этот человек не выдерживал всего кошмара XX века – его надо было как-то трансформировать.

Пристальное внимание обратите на книги Александра Фурмана «История одного присутствия» - вышла уже четвертая - «Уничтожение книг», в ней подробная хроника 80-90-х, а всего их будет шесть. Они правдивы и автобографичны для всего поколения середины шестидесятых – поколения, которое не успело состояться.

И наконец, лично мне очень нравится роман, на который мало кто обратил внимание. «Санки, козел, паровоз» Валерия Генкина. Вообще-то, он фантаст, но это - книга мемуаров.