Кыргызстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика23 апреля 2014 12:00

Кто является хозяином неба Кыргызстана?

«Комсомолка» выясняла, что мешает полноценному развитию важной отрасли экономики республики
Источник:kp.kg
Сейчас в Кыргызстане уже трудно найти человека, который не слышал названия «Пегасус Азия».

Сейчас в Кыргызстане уже трудно найти человека, который не слышал названия «Пегасус Азия».

Казалось бы, никто не заинтересован в том, чтобы рынок гражданской авиации нашей страны продолжал оставаться в зачаточном состоянии - с высокими ценами, с ветхим авиапарком, с непредсказуемым поведением авиакомпаний, способных отменить рейс в последнюю минуту. Но что мешает полноценному развитию этой важной отрасли экономики?

«Лоу-кост» - когда цены не кусаются

Сейчас в Кыргызстане уже трудно найти человека, который не слышал бы этого названия - «Пегасус Азия». Турецкая авиакомпания «Пегасус Эйрлайнс» вошла на рынок гражданских воздушных перевозок чуть более года назад. При этом сейчас «Пегасус Азия» в Кыргызстане - это не иностранная компания, а уже отечественное предприятие «Эйр Манас», в котором доля местного бизнеса - 51 процент, а среди многочисленного персонала по оперативному управлению всего лишь два гражданина Турции. А славу фирма заработала тем, что произвела революцию в умах постоянных клиентов авиатранспортных фирм благодаря ценовому формату «лоу-кост» - системе максимально низкой тарификации услуг.

Ведь еще совсем недавно стоимость авиабилетов до Стамбула и обратно достигала 1300 долларов США, а появление нового игрока «Эйр Манас» привело к тому, что сама компания стала предлагать перелет в оба конца в диапазоне 330-380 долларов и параллельно вынудила конкурента, бывшего монополиста на стамбульском направлении, уронить цену до 380-450 долларов. Спрашивается, а почему мы раньше переплачивали почти в четыре раза? И, получается, делали бы это до сих пор, если бы не появилась кыргызская авиакомпания «Эйр Манас» под торговой маркой «Пегасус Азия»? Но гораздо больший ажиотаж среди потребителей произвела новость о том, что новый авиаперевозчик запустил постоянный внутренний рейс в Ош, и тоже по неслыханным ранее ценам - от 990 сомов!

Когда мы обратились за разъяснениями в сам «Эйр Манас» - потому что несведущим людям трудно представить, как можно рентабельно работать за такие смешные цены - нам ответили, что в этом и состоит особенность системы «лоу-кост»:

- Вся проблема в том, что наши граждане привыкли к ситуации, когда сколько стоил авиабилет определенного рейса год назад, столько же он будет стоить еще через год. А незначительные колебания имели лишь сезонный характер. Не стоит также скрывать и того, что часто за этим крылось желание авиакомпаний подольше пребывать в некой зоне комфорта - для себя, конечно же, когда годами можно работать по одной и той же системе, по одним и тем же ценам, приносящим гарантированный и неплохой доход. Мы же исповедуем совсем другой подход в своей деятельности, стремясь к органичному сочетанию широкого выбора предложений и максимально доступных для клиентов цен на билеты. Мы экономим на всем, кроме безопасности полетов, - пояснил нам Эрмек Омуралиев, советник генерального директора «Эйр Манас».

Платить, но не переплачивать

Как же это действует на практике? Во-первых, как отметил наш собеседник, компания делает все для сокращения тех расходов, от отсутствия которых на самом деле рядовой клиент, для которого главное - быстро и безопасно долететь до места назначения, не очень-то и пострадает. Например, развлекательные интерактивные панели, бортовое питание, прохладительные и алкогольные напитки, беруши, маски для сна и прочие мелочи, которые на самом деле не бесплатны, потому что затраты авиакомпаний на этот сопутствующий сервис порой многократно накручиваются в конечную стоимость авиабилета.

- Мы же, в отличие от конкурентов, отказались не только от этих расходов, но и от оборудования в наших самолетах отсеков бизнес-класса - опять же в целях оптимизации затрат и снижения себестоимости наших услуг. В итоге наши пассажиры платят только за сам полет, провоз положенных 5 кг ручной клади 15 кг багажа по внутренним рейсам, и 8 кг и 20 кг по международным рейсам соответственно. Однако мы можем предоставить питание и другие услуги, если наши клиенты сами изъявят желание и решат заплатить за него. Думаю, люди со мной согласятся, что сэкономленные деньги они куда с большим удовольствием и пользой потратят на дальнейший отдых или шопинг там, куда они собираются лететь, - резюмировал советник гендиректора «Эйр Манас».

И не согласиться с Эрмеком Омуралиевым трудно. Если кто-то желает попутешествовать с максимальным комфортом и сервисом, не заглядывая при этом в кошелек, то ради бога. А вот для граждан, вынужденных считать свои кровные или просто не любящих переплачивать, такие услуги, как у «лоу-кост»-компаний, в самый раз! Просто это два разных сегмента свободного рынка. Но как оказалось, не все так просто. Речь идет о том, что «Эйр Манас» неожиданно для себя оказался вовлеченным в совершенно абсурдный скандал, связанный с труднообъяснимыми претензиями некоторых конкурентов, которые, в свою очередь, повлекли за собой неоднозначные заявления Госагентства антимонопольного регулирования.

Рожденный мешать летать не может

Руководитель этого ведомства, например, заявил в СМИ, что «Эйр Манас» становится монополистом и снижает цены, а если его конкуренты обанкротятся, то в отсутствие других авиакомпаний он сможет взвинтить цены». При этом директор Антимонопольного агентства добавил, что на внутренних направлениях авиаперевозчики должны продавать билеты по ценам, диктуемым этим уполномоченным госорганом. И опять главу ведомства Бабырбека Жээнбекова цитируют журналисты: «В некоторых случаях «Эйр Манас» продавал билеты по 700 сомов, что дешевле стоимости поездки на такси».

Извините, но главной задачей антимонопольного органа должно быть предупреждение как раз таки необоснованного повышения цен. Тут же мы видим перед собой совершенно обратный пример! И вообще-то цены должны диктовать потребитель и рынок, если речь идет об удешевлении услуг либо товаров. В Кыргызстане с каждым днем растет стоимость многих продуктов первой необходимости, социально значимых товаров вроде лекарств, ползут вверх коммунальные платежи, но почему-то такой активности в вышеперечисленных случаях мы со стороны Госагентства антимонопольного регулирования не видим, как это происходит с авиакомпанией «Эйр Манас».

А вот озабоченность антимонопольщиков по поводу ими же придуманных фантазий о неких планах «Эйр Манаса» замочить конкурентов и потом навязать потребителям потолочные цены на свои услуги - это вообще за пределами здравого смысла. Во-первых, на каком основании выдвигаются такие подозрения? Во-вторых, если исходить из логики, кто помешает потом точно таким же способом устранить с рынка сам «Эйр Манас», если он вздумает взвинтить цены? Ведь нам, простым клиентам, все равно кому нести деньги, лишь бы было выгодно.

Раньше купишь - меньше заплатишь

А вот как относиться к демпингу, мы решили опять же обратиться к другому представителю «Эйр Манаса» за точной информацией. И вот что объяснил нам заместитель гендиректора компании Данияр Арынов:

- Ни о каком демпинге с нашей стороны речи нет! Что такое демпинг в классической экономической формулировке? Это искусственное снижение цен, которое даже ниже собственных издержек поставщика, с целью вытеснения конкурентов. То есть кто-то сознательно идет на временные убытки, чтобы потом стать хозяином положения и диктовать свои условия. Но в нашем случае все не так, потому что наша работа уже окупается и приносит прибыль, с которой мы платим налоги. Изменений в политике ценообразования авиабилетов не предвидится. Просто мы придерживаемся современных методов ведения бизнеса, придерживаемся политики гибких цен.

И убедиться в этом нетрудно. Стоит только зайти на сайт авиакомпании в раздел бронирования билетов, как сразу становится ясно, что обвинения в адрес «Эйр Манас» в огульном снижении цен - не более чем миф! Все дело в том, что принципы ценообразования на определенный рейс у них зависят от того, насколько раньше или позже вы запланировали покупку авиабилета. И принципы эти просты как хозяйственное мыло. Если вы максимально заблаговременно оформите приобретение билета на нужный вам день, то как раз в этом случае вы и купите его, скажем, на популярное у нас направление Бишкек-Ош, по действительно очень привлекательной стоимости - начиная от 20 долларов в сомовом эквиваленте и выше. А если будете долго думать или вдруг решите совершить полет в южную столицу чуть ли не в последний день, то выложить вам придется ни много ни мало 3 тысячи сомов. И где вы тут видите желание монополизировать наш авиарынок?

Хотя все же одна загвоздка есть. И связана она, как вы уже догадываетесь, с конкурентами молодой компании. Ведь как ни крути, а продавали-то они раньше билеты в тот же Ош по ценам от 2 с половиной до 4 тысяч сомов. Значит, кто-то лишился своего лакомого куска, так получается? Но по этому поводу можно сказать только одно - лучше работайте и лучше считайте, господа хорошие! И помните: это вы существуете для клиентов, а не клиенты - для вас. А то ведь, если вдуматься, это вас можно заподозрить в каком-то сговоре, раз мы столько лет переплачивали непонятно за что. А мы этого делать не любим. К тому же, как выяснилось, и у «Эйр Манаса» есть такой корпоративный лозунг - «Летать - право каждого!».