Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество17 апреля 2014 15:30

Альберт Чаркин: Бог - юморист. Иногда подшутит так, что только смеяться остается

Знаменитый скульптор рассказал, может ли искусство сделать людей лучше и обманчива ли внешность
Знаменитый скульптор рассказал, может ли искусство сделать людей лучше и обманчива ли внешность.

Знаменитый скульптор рассказал, может ли искусство сделать людей лучше и обманчива ли внешность.

- Что для вас значит быть петербуржцем?

- Петербург - окно в мир, во всемирную культуру. Петр I привлекал сюда мастеров, архитекторов, художников, ученых, философов, мудрецов, литераторов, учителей, которые привнесли все лучшее, что создано человечеством. Это очень русский город в том смысле, что он обращен душой к небу. Соответственно петербуржцы - те, кто отвечает требованию любви к миру, к красоте.

«ПЕРЕДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ВЕЧНЫЙ ТРУД»

- Живу здесь уже полвека. Наша Академия художеств - лучшее в мире заведение по изобразительному искусству, поэтому я и приехал учиться сюда. А как иначе? И после окончания не мог уехать из Питера, не мог представить жизни без этого города. Было внутреннее ощущение, что могу жить только здесь, где вдохновенная красота, которую создали архитекторы, монументалисты, скульпторы для нашего города, эти Богом вдохновленные люди.

- Старались соответствовать духу города?

- Безусловно. Камертон, который задал Петр I, работает и сегодня, всегда будет работать. Наша школа изобразительного искусства единственная, которая сохраняет этот тонус. Потому что человек не может жить без настоящей красоты.

- Искусство может сделать человека лучше?

- Человека переделать - вечный труд. По крупице воспитывается положительное. К этому стремится духовное начало во всех искусствах.

- А если бы преступников в детстве водили в музеи, они бы исправились?

- Ну это было бы слишком просто. Не по мановению волшебной палочки такое возможно. Но духовная музыка, которая звучит в сознании, конечно, настраивает человека на свой великий лад. Говорят, плох тот пахарь, который оглядывается вспять: сколько он напахал? Твое дело пахать и не заботиться, сколько, сто гектар, двести или один. И иметь от работы наслаждение труженика, пахаря.

- Вы пашете?

- Вот и сейчас руки в глине. Делаю портрет одного из героев 1812 года - Петра Витгенштейна, для Псковской области, город Печоры. Там захоронен этот великий полководец, который сейчас, к сожалению, мало известен. После смерти Кутузова (в апреле 1813 года. - Прим. ред.) он возглавил нашу армию и довел ее до конца победы над Наполеоном.

«ЛУЧШАЯ РАБОТА ВПЕРЕДИ»

- Альберт Серафимович, а мы каждый день на работу ходим мимо вашего памятника Чкалову у станции метро!

- Ну и хорошо. Вспоминайте, что он смелый летчик. Товарищ Сталин предложил ему быть министром внутренних дел, потому что Чкалов был прямой, честный, ясный человек. Таких людей мало, на них все держится.

- А вам самому какая ваша работа больше нравится?

- Та, которая впереди! (Смеется.) Но вообще больше всего доволен Остапом Бендером. По желанию души его сделал.

- Вам Бендер нравится как личность?

- Нравятся его принципы: «я чту Уголовный кодекс». Он же не убийца, поступал более-менее благородно.

- Когда делаете работу, изучаете личность человека, читаете про него?

- Обязательно, чем больше, тем лучше. Полезно и для работы, и для самого себя.

- А как вам идея развешивать копии картин на улицах?

- Мне нравится. Это воспитывает чувство прекрасного. Рядом же безвкусная реклама, пошлая, а картины напоминают о том, что они есть, они рядом, только приди в музей и посмотри.

- А художники, что рисуют портреты на улицах за пятьсот рублей?

- Это все равно что поставить на Невском группу любителей, и они станцуют «Лебединое озеро». Это все жалкое подобие настоящего. Но что делать, иногда и такое пользуется успехом.

- Но талант же не у каждого…

- Человек может сравнивать и понимать, что лучше. А вообще самый главный талант - любить то, что дано тебе судьбой. И талантливый и обычный человек должны любить, по крайней мере, своего близкого. Но любить, как положено, - не ради себя, а наслаждаясь самоотверженностью своей души.

- Вам не кажется, что сейчас мало любви и много агрессии?

- Всегда есть и то, и другое. Большинство людей хочет добра. Делают его меньше - так устроена жизнь. Но души человеческие все же открыты хорошему. И добро живет, и бесконечно будет жить, пока существует человек.

«СПАСАЕТ ПРОКЛЯТЫЙ ТЕЛЕВИЗОР»

- Наверное, вы в детстве из пластилина лепить любили?

- Нет, уже в юношеском возрасте попробовал. А в старших классах и в армии уже по-настоящему. Скульптура больше сосредоточена на человеке с его чувствами, эмоциями.

- У вас в роду были художники?

- Не было. Отец от природы был наделен способностью что-то изобразить. Однажды я видел, как он купил краски и нарисовал свою поездку на Алтай. Он и шахтером был, и одно время в консерватории учился. От природы у него был красивый голос. Может, поэтому я и полюбил классическую музыку, без которой не могу жить. А мамочка моя занималась домашним хозяйством, нас было трое детей.

- Вы поете?

- Боже упаси! Если бы пел, только этим бы и занимался.

- Помогает в работе чувство юмора?

- В работе не знаю, а в жизни оно нужно. Как без него? Бог-то сам юморист. Иногда подшутит так, что только смеяться остается.

Создал человека по своему образу и подобию. Уже то, что мы можем посмеяться над собой, говорит о том, что это подарок Господа Бога. Он любит пошутить.

Сначала, конечно, Бог был слишком серьезный. Но когда общество разрослось и появилось добро, зло, ненависть, кровь, появился и смех, который лечит. Есть даже такие общества, где учат смеяться. Это повышает жизненный тонус. Без юмора не обойтись, он как дыхание, как солнечный свет, позволяет человеку раскрыться.

- В таком случае вам, наверное, нравятся сатирики…

- Нравятся. Но вот они шутят, час, два… И становится грустно. Жванецкий больше всех у меня вызывает такое чувство. Гоголь про это сказал: смех сквозь слезы. Если человек смеется слишком много, возникает другой вопрос: а что такое настоящее?

- У вас в Москве есть памятник трем драматургам - Вампилову, Володину и Розову. В театр ходить любите?

- Любил, когда был студентом. Сейчас некогда. Спасает только проклятый телевизор (смеется). Слушаю классику на «Культуре».

- А кто любимый композитор?

- Много. Но произведение, которое запало в душу с юности - «Итальянское каприччио» Чайковского. Так получилось, что в тяжелые минуты жизни вдруг по радио слышу эту трагическую и в то же время оптимистическую мелодию. Несколько раз так бывало.

- Помогает?

- Силы прибавляются. Уверенность.

ОТКРОВЕННО

«По лицу все видно»

- Сколько продолжается ваш рабочий день?

- Пока не усну! Работа бесконечно со мной. Непосредственно ли лепкой занимаюсь, или рисую, или говорю, думаю, еду в машине, метро, автобусе, троллейбусе, иду по улице - смотрю на людей. Все время проверяю свои знания красоты, гармонии человеческого тела, портрета, даже уха одного… Это бесконечно интересно.

- И много у нас лиц, которые хочется вылепить?

- Вылепить можно всех. Смотря к какой категории человек относится, какой он по натуре. Героический - одно, сатирик и юморист - другое.

- То есть вы можете опытным глазом и характер человека увидеть?

- В какой-то степени. До конца никто не может сказать, что он все знает.

- А внешность обманчива?

- Бывает и обманчива, но редко. В основном все по лицу видно.

ДОСЬЕ «КП»

Альберт Серафимович Чаркин родился 16 декабря 1937 в городе Белев Тульской области. С 1956 по 1960 год служил на Черноморском флоте. В 1966-м окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. С 2001 по 2010 год был ректором. Автор памятников Сергею Есенину в Таврическом саду, бюсту Петра I на Московском вокзале, бюсту Чкалова у павильона станции метро «Чкаловская», бюсту русского дипломата князя Александра Горчакова в Александровском саду, памятника бравому солдату Швейку, и многих других. Народный художник России. Председатель петербургского отделения Союза художников.