Кыргызстан
+20°
Boom metrics
Интересное20 февраля 2014 7:00

«Злой кыргыз» на Земле обетованной

Журналист и режиссер из Кыргызстана стал автором скандальной программы в Тель-Авиве
Источник:kp.kg
Итон-ТВ - первый и пока единственный интернет-телеканал в Израиле на русском языке.

Итон-ТВ - первый и пока единственный интернет-телеканал в Израиле на русском языке.

Наш бывший соотечественник, журналист и режиссер Александр Роткин, ныне живущий в далеком и солнечном Израиле, запустил свой интернет-телеканал, а также авторский проект под названием «Злой кыргыз». «Комсомолка» поинтересовалась, о чем эта передача и как живется ее создателю за бугром.

Яркая маска и дань Кыргызстану

- Александр, расскажите о своем проекте.

- Итон-ТВ (Iton-TV) - первый и пока единственный интернет-телеканал в Израиле на русском языке. «Итон» в переводе с иврита - «газета». В этом проекте принимают участие практически все ведущие русскоязычные журналисты Израиля. И хотя здесь вещает и эфирный телеканал на русском языке, и радио, и много «русских» бумажных и электронных СМИ, нашлось место и для нас, ведь в нашей стране более 1,5 миллиона человек говорят по-русски. В основном на канале выходят аналитические программы, где обсуждаются злободневные темы и события, происходящие как в самом Израиле, так и вокруг него.

- Как пришла в голову идея сделать программу «Злой кыргыз»? И откуда такое странное название?

- На нашем канале есть несколько постоянных ведущих, и у каждого - персональная рубрика. В своей я задаю острые, неприятные и провокационные вопросы. Причем, зачастую в самой невежливой форме. Первое время после переезда в Израиль я работал грузчиком. Мои «коллеги»-трудяги называли меня «кыргызом», потому что часто вспоминал и рассказывал о Кыргызстане. Когда я говорю «злой», имею в виду задорную злость, которая сродни спортивной. Злость, позволяющая «кусать» даже самых сильных мира сего. Назвав свою передачу «Злой кыргыз», я объяснил зрителям, что, во-первых, это дань земле, спасшей моих родителей и ставшей родным домом для нашей семьи. Во-вторых, для меня это ментальная характеристика кыргызского народа, который не боится говорить правду, не любит подчиняться и не терпит насилия над собой. Думаю, именно этим объясняется то, что Кыргызстан остается единственной в Средней Азии страной, где ни один диктатор не засиживается надолго в президентском кресле. Ну и, в-третьих, это, конечно, яркая запоминающаяся маска. Недавно на брюссельском конгрессе меня узнали коллеги-журналисты из Польши и радостно закричали: «О! Это злой кыргыз!».

Носорожья любовь

- Насколько программа «Злой кыргыз» популярна в Израиле и в других странах? Много ли у нее поклонников? Может быть, есть и те, кто выступает против подобных проектов?

- О популярности судить трудно, однако отдельные выпуски просмотрели сотни тысяч человек по всему миру. Очень радует, что зрители из Кыргызстана совершенно адекватно восприняли мой проект и его название. Это свидетельствует о том, что у моих земляков нормальное, здоровое чувство юмора!

Но есть и противники. Особенно среди сторонников традиционных советских ценностей, так называемых «совков».

- Съемочный процесс - дело занимательное. Были ли на съемках какие-нибудь курьезные случаи?

- На самом деле, наш продюсер сумел выстроить технологическую линейку в студии таким образом, что записи проходят практически без накладок. Но вспоминается такой случай. Мы с продюсером, моим сыном Максимом, в течение нескольких лет снимали по заказу израильского 9 канала еженедельную телепередачу о животных. И однажды приехали в Тель-Авивский парк «Сафари» готовить сюжет о том, как лечат носорогов. В этом парке часть животных содержится не в клетках, а на открытом пространстве. Нас погрузили на тракторную платформу и повезли к больной самке, у которой был конъюнктивит. Но дело в том, что к ветеринару и служащим носороги уже привыкли, а мы с камерой были серьезным раздражающим фактором. Поэтому самец больной носорожицы решил за нее вступиться, стал рыть землю своим огромным рогом и попытался атаковать наш трактор. Было, честно говорю, страшно. Удирали мы, не оглядываясь. Но сюжет получился…

От грузчика до члена журналистского парламента

- Как складывалась ваша жизнь в первые годы за границей?

- Из Кыргызстана мы уезжали в лихие 90-е. В те годы в Израиль приехали 1 миллион 200 тысяч новых репатриантов - практически пятая часть населения страны. Поначалу было нелегко. Страна давала подъемные, так называемую «корзину абсорбции», но эти деньги практически сразу уходили на съем жилья. Нужно было учить язык и зарабатывать на жизнь. Мы с моим компаньоном Александром Гур-Арье купили подержанные грузовички и открыли бизнес по перевозке. Работали и как водители, и как грузчики - два с лишним года. Потом я нашел спонсора и открыл городскую газету в городе Бат-Ям, в котором тогда жил. Вскоре появилось и свое издательство. А в 1999 году меня пригласили возглавить один из самых больших еженедельников Израиля на русском языке - «Эхо». Много лет я был постоянным комментатором 9-го канала израильского ТВ, и вот уже в течение 12 лет - постоянный член «Журналистского парламента» - радиопрограммы на государственном радио РЕКА. Так и делю свое время между газетой, радио и каналом Итон-ТВ.

- Как живется бывшим кыргызстанцам в Израиле?

- По-разному. Кто-то нашел себя в этой стране, вернулся к профессии или приобрел новую. Одно можно сказать: при всех недостатках Израиля, а их немало, здесь есть несколько важных положительных моментов. Во-первых, это система обязательного социального страхования и замечательная, известная во всем мире израильская медицина. На себе испытал умение израильских врачей, прошел несколько сложных операций и долгое лечение. Абсолютно убежден, что, лечись я в другой стране, меня бы уже давно не было на свете. Ну, и надо ли говорить, что операции и процедуры, стоящие сотни тысяч долларов, израильтяне получают бесплатно.

Новые репатрианты пожилого возраста - даже те, кто ни одного дня не проработал в Израиле, получают здесь пособие, позволяющее им нормально жить. Есть социальное жилье для тех, кто по разным причинам не может купить или снять жилье на свободном рынке. Например, моя мама, живущая в трехкомнатной социальной квартире, платит за нее всего 90 шекелей в месяц, тогда как на свободном рынке аренда такого жилья обошлась бы в 3 тысячи шекелей.

Но, повторюсь, все неидеально. И, поверьте, нашим журналистам всегда есть, за что поругать свою страну.

Справка «КП»

Александр Роткин родился во Фрунзе в 1956 году, после окончания Московского института культуры вернулся во Фрунзе. Работал режиссером в «Гостелерадио», был главным режиссером музыкальных программ, снял несколько фильмов на студии «Кыргызтелефильм».