Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды26 января 2014 10:48

Римас Туминас: «В Москву я переехал из-за Гурченко»

Родословная Вахтанговского театра пополнилась двумя прекрасными книгами
Туминас – для нас, это конечно, его гениальные спектакли

Туминас – для нас, это конечно, его гениальные спектакли

Фото: Иван ВИСЛОВ

Первую - «Вахтанговские легенды» написала знаменитая Галина Львовна Коновалова, пришедшая в театр еще в 38-м году (а было ей тогда 23). Актриса и сегодня играет большие роли (например, в «Пристани»), а кроме того много пишет о театре. Нынешняя ее книга – галерея портретов вахтанговских звезд от Мансуровой до Яковлева, от Борисовой до Любимова. Причем написана она в больнице – как, смеясь, призналась актриса «лежа, как вы понимаете, мне трудно было сопротивляться».

Вторая книга, о нынешнем худруке театра имени Вахтангова - «В саду Римаса Туминаса» - написана литовской актрисой Гражиной Байкштите.

На презентации обоих фолиантов, кроме виновников торжества и журналистов, собрался весь цвет театра Василий Лановой, Людмила Максакова, Евгений Князев, Евгений Федоров и другие артисты.

Людмила Максакова засвидетельствовала, что это с ее «легкой руки» Галина Коновалова когда-то написала свою первую книгу: «Я подарила Галине Львовне толстую тетрадь и ручку за 35 копеек. Сказала: «Пишите». Мы сидели у нее дома, за столом у окна, и… строчки побежали…»

«В саду Римаса Туминаса» - книга невиданной степени откровенности. Она составлена из рассказов и самого героя, и тех, кто его очень хорошо знает: Марины Нееловой, Сергея Маковецкого, Гармаша, Юлии Борисовой, Евгении Крегжде… - и ни в одном слове нет ни капли приторной комплиментарности, к которой мы привыкли, когда говорят о «творцах» и руководителях.

Главы о детстве (все от первого лица) читаешь с замиранием: об отце и его отношениях с «системой», о маме родом из Псковских дворян, зарабатывающей шитьем («я с детства насмотрелся на женщин… возникали и кое-какие эротические ощущения»), о первой любви («влюбился сразу в обеих сестер!», «никому не могу сказать «нет»… если бы я был женщиной, то все время ходил бы беременной»), о том, как крутил фильмы и устраивал танцы («танец для меня теперь - нечто смешное») в своей деревне, лепил Ленина из теста и подворовывал в чужих садах. Есть там и вся сложная история перехода «варяга» Туминаса из театра в Вильнюсе в театр Вахтангова. О том, как его перетащила в Москву Людмила Гурченко, рассказал ее муж Сергей Сенин. Это была сложная история для всех. Есть реалии сегодняшнего театра («работая в театре, мы находимся по другую сторону вещей, а зрителям кажется более красивой фасадная сторона, парадная. Зрители ведь не видят обратной стороны. Как много нужно пройти, чтобы ее узнать! Надо зайти жизни за спину и посмотреть, что там…»).

На вопрос «Комсомолки» о дне сегодняшнем Туминас ответил со своей неповторимой мягкой иронией:

- Все спокойно, уверенно и тихо. Я сам себя полюбил. Недавно лежал несколько дней в больнице – была возможность подумать о себе и о жизни. Кто ты, зачем и что ты прожил. Понял, что гены у меня на удивление сильные, буду жить, тем более что 7 марта готовимся к премьере спектакля «Улыбнись нам, Господи».

Туминас – для нас, это конечно, его гениальные спектакли (кажется, все они отмечены разными премиями). Но эта книга… она требует хотя бы толики той же душевной открытости и деликатности, какие свойственны ее герою Римасу Туминасу.

Купить ее можно в фойе театра и, поверьте, это уже сейчас раритет.