Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наука12 июня 2013 22:00

Полвека полету Валентины Терешковой: В космос - только девушки

16 июня 1963 года состоялось открытие космической эры для женщин [видео]
Первый завтрак после возвращения на Землю.  Валентина Терешкова (слева) на фоне спускаемого аппарата.

Первый завтрак после возвращения на Землю. Валентина Терешкова (слева) на фоне спускаемого аппарата.

26-летняя Валентина Терешкова начала свое путешествие в космическое пространство. О ней, ее полете и жизни написано и рассказано очень много. Тем не менее немало из того, что происходило вокруг полета, было под грифом «секретно» вплоть до самого недавнего времени. А свою личную жизнь Валентина Владимировна «засекретила» сама…

Небесная цензура ЦК

30 мая 1963 года врио замначальника боевой подготовки ВВС по космосу генерал-майор Горегляд отправил в ЦК КПСС документ с грифом «совершенно секретно»: задание на полет на космическом корабле «Восток-6» и программа полета. Если в программе определялось, сколько должна была летать первая женщина-космонавт, какие варианты посадки существовали, чем нужно было руководствоваться в случае вынужденной посадки вне территории СССР и пр., то порядок работы представлял собой крайне занятный и «политически ориентированный» документ. Согласовывали его шесть конструкторов и инженеров, шесть генералов, а утверждал академик Келдыш. Основные действия были распределены по виткам. Кроме экспериментов, принятия пищи и фотографирования, были запланированы и политические мероприятия. Военные и ученые решили, что будет достаточно следующих действий: 2-й виток - приветствие народам Африки, приветствие народам СССР, доклад ЦК КПСС, 3-й виток - приветствие народам Европы, 4-й виток - приветствие народу Южной Америки. 5-й виток - приветствие народам Китая, приветствие народу Австралии, 7-й виток - приветствие народу США.

С политической точки зрения выбор стран и континентов для приветствий был очень непродуманный - разве можно было так обобщать? Например, разве можно приветствовать всю Южную Америку? Там же много диктаторов! И им тоже привет? Не-е-ет. На это советские космонавты пойти не могут! Пришлось ответственным работникам ЦК КПСС срочно переделывать программу для Валентины Терешковой, и уже 1 июня в приложении к выпущенному под грифом «Строго секретно. Особая папка» постановлению ЦК КПСС «Об освещении в печати, по радио, телевидению и в кино группового космического полета» в этом деле был наведен порядок. Были утверждены тексты приветствий: народам Советского Союза, ЦК КПСС, народам Европы, народам Латинской Америки, народам Азии, народам Китая, народам Монголии, Вьетнама и Кореи, народам Индии, Индонезии, Лаоса, Бирмы, Цейлона и Камбоджи, народам Ближнего и Среднего Востока, народу Австралии, народам Скандинавии, народам США. Все политические ошибки были блестяще исправлены!

А с какой выдумкой партийные функционеры подошли к «приветам»! Советскому народу - «сердечный привет и наилучшие пожелания», а женщинам - отдельный «горячий привет», африканским народам, Латинской Америке и США - «мира и счастья». Народам Азии - лишь «пламенный привет», китайцам - «горячий привет», народу Кубы и особенно кубинским женщинам - «сердечный». Мерзнущие скандинавы заслужили «горячий привет», индусам, монголам, вьетнамцам, корейцам и всяким там австралийцам был послан просто «привет»…

Хрущев женил, Брежнев разводил

О личной жизни Терешковой и космонавта Андрияна Николаева ходит множество легенд. И роль партийных руководителей, особенно Хрущева, в создании этого брака не всегда оценивается правильно. У него была двойственная позиция. На людях он говорил: «Решать только им самим», - а вот в разговорах «не для всех» оказывал на молодых серьезное давление.

Алексей Сальников, офицер 9-го управления КГБ СССР, работал с Хрущевым с 1956 по 1964 год. Он рассказал мне об одном разговоре. Беседовали трое: Хрущев, министр обороны Малиновский и собственно Андриян Николаев, космонавт № 3. Говорил в основном Хрущев:

- Андриян, ну давай ты все-таки женишься. Космическую свадьбу сыграем, представляешь? Все организуем по высшему классу, правда, товарищ министр?

Малиновский по большей части молчал, время от времени строго поглядывая на космонавта, а Николаев, как вспоминает Алексей Сальников, глядя в пол, отнекивался: «Да у меня девушка есть в деревне. Я жениться обещал». А Хрущев все настаивал… Других вариантов «космической свадьбы» не было: Николаев в то время был единственным неженатым космонавтом. И такие разговоры были не один раз…

Конечно, много позже Андриян Николаев мог позволить себе говорить о том, что «Хрущев ничего не решал», что он вообще «всю свадьбу испортил», устроив ее в гостевом особняке на Ленинских горах, где могло поместиться только 200 гостей, а не в Доме офицеров в Звездном городке, который мог вместить и 300 человек. Но на самом деле решающее слово было за Хрущевым. Приказ сыграть свадьбу и данное прямо во время торжества задание не затягивать с «космическим ребенком» были выполнены космонавтами на «отлично».

А вот потом начались проблемы. Николай Каманин, помощник главкома ВВС по космосу, бывший инициатором первого женского полета, 10 ноября 1963 года записал в своем дневнике: «Для политики и науки их брак, возможно, и будет полезным, но я совсем не уверен, что Валя действительно любит Андрияна. Уж слишком они разные: она - огонь, а он - вода. Оба сильные, волевые люди, ни один из них добровольно не подчинится другому...»

Через несколько лет «звездный брак» начал умирать. И умер бы, если бы не опека ЦК КПСС. Супруги несколько раз обращались с просьбой разрешить им развестись. Лишь за несколько месяцев до своей смерти, когда дочери Николаева и Терешковой исполнилось 18 лет, Брежнев дал разрешение на развод, который, в отличие от свадьбы, прошел тихо.