Кыргызстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
31 августа 2006 22:00

Правнучка прославленного Байтик-батыра живет на улице

И никому до этого нет дела
Источник:kp.kg

И никому до этого нет дела

Правнучка Байтик-батыра Еза Байсалова – бомж. Дом для нее – это перекресток проспекта Мира и улицы Ахунбаева. Там, около «косого магазина», она торгует сигаретами, чупа-чупсами и прочим мелким товаром. Это днем. А ночью она ищет добрых людей, готовых пустить переночевать. Не безвозмездно, конечно. Иной раз ночлег сжирает всю дневную выручку, и женщина, которой без малого семьдесят, ложится спать голодной.

Как принцессу «обули»

- Мой прадед – знаменитость, – рассказывает она. - Его именем названа одна из центральных улиц, есть минеральная вода «Байтик», водка «Байтик» и село Байтик, неподалеку от его гробницы.

У хана было несколько дочерей и единственный сын Байсал - как говорит Еза, ее родной дед. Хан, по европейским меркам, - князь, а его потомки – принцы и принцессы. Конечно, после революции все это ничего не значило, были князья, да все вышли. Сын Байсала Ахат служил управляющим госбанком. Сама Еза в свое время успешно вышла замуж. Муж много работал, а она занималась домашним хозяйством.

Благополучная жизнь кончилась в 2001 году резко и неожиданно. Муж скончался от сердечного приступа, и Еза осталась одна в четырех стенах, где все напоминало ей о покойном.

- Мне казалось, я сойду с ума от одиночества и тоски, – делится она воспоминаниями. – Все мне напоминало о нем. Так жить было невыносимо.

И тут нашелся доброхот, решивший помочь убитой горем женщине. Знакомая, которую она знала практически всю жизнь, предложила квартиру продать и купить другую.

- Так вам будет легче, – уверяла она. - А с поисками подходящей квартиры я вам помогу.

Еза послушалась. Квартиру продала, а деньги отдала знакомой. Стоит ли говорить, что ни денег, ни женщины она больше не видела. А новые владельцы квартиры более чем прозрачно намекнули, что пора собирать чемоданы. Так она, киргизская принцесса, оказалась на улице.

Бродячая романтика

Жизнь бомжа по-своему романтична. Никуда не надо спешить, никому не надо подчиняться. Хочешь - идешь, хочешь - сидишь или водку пьешь, а хочешь - подрабатываешь. Чистое небо над головой, шальные деньги в кармане, и под любым деревом накрыт стол и готова постель.

Но так рассуждает только тот, кто никогда этой романтики не пробовал. И уж тем более не сладко начинать такую жизнь в шестьдесят три года. Днем тебя палит солнце или ласково моет дождичек, а иногда снежком припорашивает. А ты сидишь за своим жалким лотком с товаром, и в голове только одна мысль: где же сегодня ночевать? Удастся или нет наскрести денег, достаточных, чтобы оплатить ночлег? Потому что иначе тебя ждут жесткие (а очень часто мокрые и холодные) скамейки или земля.

Еза Ахатовна всегда торговала до темноты, а потом отправлялась искать жилье. Иногда это была квартира, иногда – комок, а иногда - ничего.

За пять лет кочевок с места на место она растеряла все документы и вещи. Иногда, конечно, вещи не просто терялись, а им с умыслом «приделывали ноги». Например, совсем недавно хозяйка квартиры, где она ночевала, взяла и засунула в пододеяльник вместо хорошего одеяла, которое Езе подарили, свое собственное, драное и старое.

Так она потихоньку становилась тем, о ком говорят: я никто, и зовут меня никак. Еда – какая придется, подобранный окурок - вместо приличной сигареты, вещи с чужого плеча… Разве это жизнь для потомка знаменитого человека? Или даже просто для старой женщины? Ведь такой образ жизни явно не способствует сохранению здоровья. И за эти пять лет Еза Ахатовна приобрела кучу недугов куда посерьезнее хронического бронхита.

Поможет ли тень Байтика?

Нельзя сказать, что она никуда не обращалась за помощью. Очень даже обращалась! Дважды старалась попасть на прием к нынешнему премьер-министру Феликсу Кулову, чтобы напомнить ему, как стояли они практически рядышком на открытии отреставрированной гробницы ее прадеда Байтика (Кулов тогда был мэром города). И попросить его помочь с жильем.

Но к самому премьеру она так и не попала. Пришлось иметь дело с его заместителями по партии «Ар-Намыс». И сказали они ей примерно следующее:

- Да таких потомков Байтика у нас сотни! Вон целое село Байтик - все его потомки. Что ж, всем помогать?

Да, знаменитый хан и в самом деле был плодовитым. И его дочери тоже. Но все это потомство - по женской линии.

- А вот по мужской от единственного сына Байсала только я и осталась, - говорит Еза. - И влачу жалкое существование, узнай о котором прадедушка – в гробу бы перевернулся.

Но нет, нет! Ей все же помогли. Отправили в Ленинский акимиат к товарищу Байло, который истребовал для нее гуманитарную помощь в размере …300 сомов. Почти что та минимальная пенсия, которую она получает, – 254 сома. Тоже деньги, хватило на скромные сапоги.

Служители католической церкви помогли гораздо лучше, и не потому, что она правнучка Байтика, а потому что они всем помогают.

- Падре, дай Бог вам здоровья! – благодарит Еза Ахатовна.

Не оставили ее без помощи и сотрудники архива ЗАГСа – помогли выправить документы. Так что она теперь чувствует себя человеком. Но все же до нормальной жизни еще очень далеко!

Оставив надежду на помощь чиновников и правителей, решили мы обратиться к силам иным. Отправились с Езой на могилу ее знаменитого предка. Находится она на горе неподалеку от села Байтик, прямо по трассе. Это место так и называется в народе – «Ханские могилки», потому что кроме Байтика там похоронены его сын и другие родственники.

На верх холма ведет вполне удобная лесенка. Вокруг мавзолея растут цветы. Все ухожено, прибрано. И неудивительно – это место паломничества. Пока Еза идет на могилы матери и брата, я наблюдаю, как подходят люди. Семейные пары и в одиночку, в мусульманских нарядах и в суперевропейских. Все они молятся. Потом кладут руку на стену гробницы и говорят свое заветное желание: существует поверье, что если все так правильно сделать, оно непременно сбудется (великий хан после смерти стал чудотворцем, вроде Манаса, и помогает людям). И, наконец, оставляют деньги на гробнице и уходят. И никто не догадывается, что буквально в двух шагах от них стоит живой потомок того, чьей помощи они так жаждут. Женщина, которой очень нужна их поддержка.

Откликнется ли великий Байтик на просьбу своей постаревшей правнучки?

- Не так уж много я хочу, – говорит Еза. – Мне бы только крышу над головой, а спать я и на голом полу согласна. Скоро начнутся холода, и я с ужасом думаю, переживу эту зиму или нет.

Справка «КП»

Байтик-батыр – хан, правивший в Чуйской области (вторая половина 19 века, умер в 1912 году) - наследственный манап племени Солто, с 200 джигитами участвовал во взятии русскими войсками Мерке, Аулие-Аты, Чимкента и ряда других кокандских крепостей. Его заслуги были оценены царской властью: ему присвоили чин капитана российской армии, наградили орденом Станислава 3-й степени, золотой медалью на Анненской ленте, одарили перстнем и почетным кафтаном.